Вы, наверное, знаете историю про американского министра обороны времен холодной войны, который выбросился из окна с криком «Русские идут!» Наблюдая за визитом Лаврова в Вашингтон у меня складывается впечатление, что в США может начаться эпидемия подобных прыжков из окон, потому что американские СМИ и лидеры мнений рассказывают о визите так, как будто русские захватили Вашингтон, а Дональд Трамп уже вступил в Единую Россию. Это нам смешно, а там это важная тема медийной повестки.
Когда нужно показать, что новый президент США — это агент Кремля в ход идет буквально всё, а каждая малозначительная деталь становится доказательством, подтверждающим параноидальные фантазии американских русофобов. Например, на встрече в Белом доме не было американских СМИ, а делать протокольную фотосъемку Трампа и Лаврова пустили только их личных фотографов. Какой последовал вывод американских журналистов? Правильно, они тут же сделали об этом несколько сюжетов, в которых читается подозрение, что встреча была до такой степени секретной и обсуждались там такие антиамериканские дела, что даже патриотичных американских фотографов на нее не пустили. Ну, а скандальное увольнение директора ФБР Джеймса Коми еще сильнее подлило масло в огонь. Сам факт увольнения, о котором директор ФБР узнал по телевизору, был объявлен местью Трампа за то, что Коми якобы хотел расширить расследование российских связей команды американского президента, а также расширить расследование вмешательства российских хакеров в американские выборы.
Кстати, о русских хакерах мы еще услышим и не один раз. Например, арестованный в Чехии «русский хакер» Евгений Никулин сообщил российским СМИ, что его принуждают сознаться, что это именно он взламывал почту Клинтон и сервер Демократической партии США. В обмен, некие представители американских спецслужб, которые его допрашивали в Праге, обещали ему гражданство, деньги и снятие обвинений. Рано или поздно сотрудники ФБР, а есть основания полагать, что именно подчиненные Джеймса Коми пытались купить признание Никулина, все-таки найдут человека, который согласиться дать показания, что именно у него лично Путин заказал взлом почты Клинтон. Возможно, кадровые перестановки Трампа действительно направлены на предотвращение подобного сценария, который вредит прежде всего ему самому.
С другой стороны, было бы неправильно видеть в кадровых перестановках лишь попытку замять так называемое расследование российского следа в американских выборах. Гораздо вероятнее, и на это есть прямой намек в тексте официального решения об отставке директора ФБР, версия о том, что Трампу во главе ФБР нужен кто-то, кто готов рискнуть карьерой и головой для расследования реальных преступлений, совершенных Хиллари Клинтон и ее окружением. А там есть всё, вот реально полный набор, начиная от прямой коррупции через фонд семьи Клинтон и заканчивая педофильской сетью из-за которой разгорелся скандал «пиццагейт». Если помните, я в свое время предсказывал, что если на Трампа будут сильно давить по поводу его мифических связей с Москвой, то он вполне может ответить симметрично и мало не покажется никому. Боюсь только, что у американского президента возникнет кадровая проблема. Если принять в расчет то насколько быстро внезапная смерть настигала журналистов и политиков, которые занимались грязным бельем клана Клинтон и Демократической партии, Трамп может просто не найти достаточно смелого и по-хорошему безбашенного руководителя ФБР, который будет готов всем этим заниматься.
Между тем в американских соцсетях большой популярностью пользуются шутки, коллажи и демотиваторы, на тему того что новым главой ФБР назначен лично Путин. Кому-то смешно, а нам потом с этой паранойей американского общество еще предстоит намучиться. Впрочем, у меня давно есть хорошее решение для данной проблемы. Я уже много лет предлагаю перестать страдать от нашего коллективного имиджа Империи Зла и начать этим имиджем наслаждаться, а также на нем зарабатывать. На мировом рынке глобальных угроз наблюдается явный дефицит, и мы его вполне может удовлетворить, но только за соответствующую цену.
Кстати, судя по заявлениям Лаврова, который славиться своим умением трезво оценивать результаты любых переговоров, в Белом Доме все-таки преобладает более-менее трезвое отношение к России и определенные шансы на конструктивное решение различных проблем все-таки есть. Это частично подтверждается, например, той поддержкой, которую американцы оказали российскому плану по созданию в Сирии буферных зон и размежеванию сторон сирийского конфликта. В этом же ключе можно рассматривать и заявление вице-президента Пенса, который назвал минские соглашения лучшим способом для достижения мира на Украине. То есть министр иностранных дел Украины Климкин приехал в Вашингтон за деньгами, оружием и отменой минских соглашений, а вернулся без денег, без оружия и с напоминанием о том, что отменять минские соглашения никто не собирается. Кстати, сравните фотографии того как Трамп принимал Лаврова и Климкина. Это тот самый случай, когда два фото лучше, чем тысяча слов.
Возможно, что после попытки кавалерийского наскока на российские переговорные позиции с помощью удара по Сирии, американская администрация осознала бесперспективность такого подхода. Как правильно заметил тогда Вячеслав Володин, роль мирового жандарма чревата негативными последствиями для самих Соединенных Штатов, и эти последствия уже видны на всех направлениях американской внешней политики, от Сирии и до Северной Кореи. Если команде Трампа действительно стало понятно, что сохранение статуса мирового жандарма — это гибельный путь, то, возможно, Россия и США смогут по крайней мере избежать прямого военного столкновения в ближайшем будущем. По нынешним временам это уже будет большой успех.