В Мире

Самолет дальнего радиолокационного позора Украины

В ближайшей перспективе боевая авиация Вооруженных сил Украины намерена обзавестись собственным самолетом дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОУ). Об этом объявило ГП «Антонов».

Концепция будущей машины на базе ближнемагистрального узкофюзеляжного пассажирского самолета Ан-148, находящегося в эксплуатации с 2009 года, уже представлена в Киеве министром обороны страны генералом армии Степаном Полтораком и секретарем Совета национальной безопасности и обороны Александром Турчиновым. По их замыслу, замысленный Ан-148ДРЛВ будет иметь инструментальную дальность загоризонтного обнаружения свыше 400 километров, воздушные цели малого размера типа «истребитель» даже в условиях плотных помех от него не скроются уже на дистанции в 350 километров и на высотах до 25 километров. РЛС кругового обзора будет иметь классификацию «свой-чужой». Продолжительность непрерывного патрулирования без дозаправки в воздухе на скорости 450 км/ч — до 8−10 часов.

Словом, на выходе по киевским планам обещан этакий украинский AWACS (Airborne Warning and Control System), без которого совершенно невозможно вести современную войну. По основным тактико-техническим характеристикам уступающий, правда, не только американскому аналогу, но и российскому А-50У (скажем — в полтора раза по дальности обнаружения целей). А уж тем более — перспективному российскому самолету ДРЛОУ А-100 «Премьер», который уже испытывается в Таганроге.

Ни одного самолета такого класса в украинской армии пока нет. Функции воздушной разведки там пока возложены исключительно на Ан-30 (по состоянию на 2016 год в строю Воздушных сил Украины их оставалось три единицы) и Су-24МР (семь единиц). Но Ан-30 не просто стар, он суперстар. Создавался в середине 60-х годов прошлого века. Причем — для аэрофотосъемочных и геодезических работ. И в разведчики украинскими военными определен, главным образом, от безысходности. А более новый всепогодный тактический самолет комплексной разведки Су-24МР, который родился из фронтового бомбардировщика, в силу даже одного этого обстоятельства предназначен в основном для обнаружения наземных целей. Для такой ограниченной войны, как в Донбассе, он вполне годится. Но полет крылатых ракет или истребителей противника точно не увидит, и наведение на них своих сил выполнить не в состоянии. В современном бою поэтому способен играть весьма ограниченную роль.

Поэтому мечты украинских военных о собственных AWACS вполне логичны. Вот только осуществимы ли они?

Да, у фирмы «Антонов» со времен СССР есть определенные заделы по самолетам ДРЛОУ. История этих разработок такова. К концу 70-х годов прошлого века в Советском Союзе пришли к выводу, что успехам Израиля в боевых действиях с арабами очень помогли современные по тем временам тактические американские самолеты ДРЛО Е-ЗА, поставленные Тель-Авиву. У нас к тому времени аналогичные функции были возложены на устаревший стратегический Ту-126. Ему срочно требовалась замена. Новая разработка была поручена «антоновцам». Так к началу 80-х годов появился Ан-71, по кодификации НАТО Madcap («Сумасброд»). Впоследствии в Киеве на его основе была предпринята неудачная попытка создания еще и советского палубного самолета-разведчика (наш ответ американским Е-2С «Хокай») для тяжелых авианесущих крейсеров.

Первый полет Ан-71 совершил в июле 1985 года. Всего на базе пассажирского Ан-72 было построено три экземпляра самолета-разведчика. Но дальше дело не пошло и вскоре многообещающий проект испустил дух вместе с СССР. В серию он не пошел. Тем не менее, один Ан-71 доселе стоит где-то на территории ГП «Антонов», а другой отправлен в киевский музей авиации возле аэропорта Жуляны. Вся конструкторская документация у «Антонова» наверняка сохранилась. И с этой точки зрения клонирование самолета тридцатилетней давности, полагаю, затруднений у украинских инженеров не вызовет. Но основная их беда в другом.

Говоря коротко — Украина, похоже, давно и прочно разучилась строить военные самолеты. Боевые никогда и не умела, получала их исключительно из других республик бывшего СССР. Но военно-транспортные и пассажирские когда-то там делали отлично. Теперь о том славном прошлом впору печально петь седовласым гуслярам, если их продолжатели еще остались в этой несчастной стране.

Нынешняя суровая реальность такова: последний на сегодня самолет «антоновцы» выпустили больше двух лет назад, в апреле 2015 года. Был это пассажирский Ан-148, и отправился он в Северную Корею. С той поры как отрезало. В сборочных цехах стоят десять недостроенных Ан-148 и Ан-158. Но с них, кажется, некому даже пыль смахивать. На нынешний год намечено начало серийного производства пассажирских Ан-178 для зарубежных партнеров. Только, думаю, те партнеры уже сильно искусали свои локти, поскольку даже подготовкой к серийному выпуску этих самолетов никто в Киеве еще и не занимался. Остановлены даже летные и сертификационные испытания Ан-178.

С большой помпой Киев анонсировал соглашение с Саудовской Аравией по разработке на деньги шейхов нового самолета Ан-132. Общая стоимость опытно-конструкторской работы по контракту должна была составить 116 миллионов долларов, из которых 40 миллионов вложила саудовская сторона. В конце 2016 года с участием президента Петра Порошенко выкатили якобы первую машину для испытаний. Но, во-первых, скоро выяснилось, что к цифровому обозначению марки самолета почему-то прилипла скромная буковка Д. Получилось — Ан-132Д. То есть — рожденный ползать самолет-демонстратор.

А потом к огорчению саудовцев выяснилось, что оставшиеся на «Антонове» умельцы слепили новое чудо мирового самолетостроения из того, что осталось под рукой в цехах и удалось по дешевке привезти из-за границы. Поэтому, по свидетельству украинской газеты «Зеркало недели», планер самолета-демонстратора это «на 90% планер Ан-24, который совершил первый полет еще в 1959 году». А канадские турбовинтовые двигатели PWC-150, что прицепили к Ан-132, в гражданской авиации страны-импортера (в частности, на пассажирских самолетах Dash-8Q-400) используются уже более двадцати лет. Американское, французское и британское бортовое оборудование тоже за рубежом эксплуатируется уже много лет и на Ан-132Д установлено без существенных изменений. Но чего не сделаешь, чтобы прикарманить 40 миллионов долларов, отстегнутых щедрыми арабами!

Причем, обратите внимание — речь пока идет исключительно о пассажирских и транспортных самолетах, которые раньше в Киеве пекли как пирожки. С военной продукцией все наверняка окажется намного сложней, поскольку ею украинские авиастроители практически не занимались со времен СССР. Но не будем пугать, послушаем лучше знающих людей с самой Украины. К таковым, безусловно, следует отнести председателя Комитета по вопросам национальной безопасности и обороны Сергея Пашинского. То есть, человека, без подписи которого на осуществление проекта с Ан-148ДРЛВ из бюджета не будет выделено ни гривны.

Так вот, в октябре 2016 года на «круглом столе» в Киеве Пашинский заявил: «О каких военных самолетах в Украине мы можем говорить? Ну, зачем даже фантазировать на эту тему? Украина ни технологично, ни финансово не в состоянии создать свой военный самолет даже самого легкого плана… Наш потенциал — это броневик „Дозор“ и миномет „Молот“. Это два вида вооружения, которое мы создали. А когда мы говорим — самолеты, авианосцы… Отрасли все уничтожены, потенциал нулевой, денег нет».

Чтобы развеять последние сомнения соотечественников, депутат Пашинский привел пример с чехословацким учебно-боевым самолетом Л-39, на основе которого наиболее дерзкие умы в Киеве давно предлагают начать конструировать исконно украинский легкий и сравнительно дешевый истребитель или даже штурмовик. «Создание военного самолета типа Л-ки — это 3−4 млрд долларов. У нас ГОЗ на этот год — чуть больше 100 млн долларов… У нас нет никакого потенциала. Весь наш потенциал заключался в следующем: берешь у Минобороны танк Т-72 или Т-64 по цене металлолома, заводишь его на бронетанковом заводе, ремонтируешь и продаешь за 400 тысяч долларов.

Да, мы за счет тотальной распродажи имущества, которое получили в наследство от Советского Союза, были в десятке экспортеров мира. Но давайте называть вещи своими именами: это не потенциал ВПК, это потенциал Советской армии, который нам достался. У нас одно-два изделия, которые могут хоть как-то конкурировать и иметь маленькую нишку на внешних рынках. Все остальное — не работает».

И эта речь депутата Верховной рады Пашинского — единственная, кажется, которая не вызывает лично у меня никаких возражений. Так что пусть в Киеве тешатся будущим собственным самолетом ДРЛОУ. Лишь бы не плакали.

А в это время

Перед самым Первомаем стало известно о судьбе одного из контрактов времен «незалежности» фирмы «Антонов». В 2013 году кубинцы имели несчастье подписать с Киевом соглашение о поставке на остров Свободы всех шести построенных Украиной региональных пассажирских самолетов Ан-158. Удивительно, но сделка украинцами была завершена в срок. «Крайний» борт передан авиакомпании Cubana de Aviacion в июне 2015 года.

Поначалу Ан-158 выполняли рейсы в Мексику, Доминиканскую республику, Коста-Рику, Венесуэлу, Колумбию, Гаити. Но недолго. Начались массовые отмены и задержки рейсов из-за технического состояния самолетов и несвоевременных поставок комплектующих. В итоге из запланированных в расписании на первые месяцы 2017 года 116 регулярных рейсов Ан-158 отменены 38 (33%). А из выполненных 78 рейсов — 36 (46%) выполнены с задержками.

В итоге, по состоянию на 30 апреля, пять из шести украинских Ан-158 кубинцы были вынуждены поставить на прикол. Авиакомпании Cubana de Aviacion считает убытки. А фирма «Антонов», стало быть, продолжает мечтать о новых трудовых подвигах.

Источник

Фото Пресс-служба Министерства транспорта Украины

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.