Неделю назад я ездил по работе в Тверскую область, к северо-западу от Москвы. В конце дня мы отправились на автомобиле нашего фотографа в столицу, и сделали остановку перед границей с Московской областью. На берегу реки Дойбицы был пустырь, и погода была вполне сносной. Так что мы поставили машину у реки, достали складной гриль из багажника и начали жарить шашлыки.
В нескольких десятках метров от нас расположилась другая компания: серебристая корейская машина, красная палатка на четверых, трое мужчин мочили удочку и блесны. В этом году День Победы в России отмечали во вторник, и у многих россиян было четыре дня отдыха. Правда, постояльцы красной палатки, похоже, начали рыбачить заранее, даже еще до пятницы.
Облаченный в грязный камуфляж мужчина средних лет, пошатываясь, подошел к нам поздороваться.
«Я упал в реку», — объяснил мужчина состояние своей одежды и начал бесконечную болтовню о ценах на квартиры в новых домах, строящихся у реки, о политике кадров в компании «Норильский никель» и обо всем остальном, не менее интересном. Мы изредка отвечали «aga, da-da», игнорируя приглашение поучаствовать в разговоре. Правда, когда я услышал, что мы оба начали свое военное обучение с так называемого легкого гранатомета, то чуть не поддался искушению. Но я все-таки догадался промолчать во имя нашей трапезы.
Спустя какое-то время человек в камуфляже отправился проверять сети, очевидно, установленные незаконно, и снова упал в реку.
Думаю, этот человек в камуфляже — воплощение того, что финны думают о русских мужчинах. От предрассудков отказываться тяжело, но иногда в них все-таки следует вносить коррективы. Человека в камуфляже можно назвать исчезающей народной традицией.
Да, в целом русские пьют больше, чем финны. Однако с середины прошлого десятилетия потребление алкоголя в России снизилось. Россию теперь тяжело назвать страной водки, поскольку водку с ее господствующих позиций смещает потребление пива.
Легко увидеть и услышать пьющего с утра до вечера сельского жителя. Но по-настоящему высокий уровень потребления алкоголя могли бы обеспечить горожане, которые сейчас работают и получают хорошую зарплату — как и во всем остальном мире. И именно из-за них сократилось потребление спиртного в стране в целом. По мнению современной молодежи, выпивать — не очень-то здорово.
В 90-е официальный уровень потребления спиртного и его заменителей резко возрос: после распада Советского Союза было тяжело жить на трезвую голову. Теперь же этот уровень снижается потому, что многие активные потребители уже спились. Продолжительность жизни мужчин увеличилась на несколько лет.
Доступность алкоголя зависит от того, в какой части федерации ты находишься. В Москве магазины розничной торговли продают алкоголь до 11 вечера, в Санкт-Петербурге продажа заканчивается на час раньше.
В целом же можно сказать, что низкий уровень потребления алкоголя не связан с тем, что спиртное стало сложнее купить. Алкогольную политику отражает минимальная стоимость бутылки водки, которую определяет правительство. Недавно она была снижена: возможно, для того, чтобы граждане не искали дешевой замены алкоголю, или же во имя общественного спокойствия. Тем не менее, человеку в камуфляже все тяжелее найти себе компанию для выпивки.
© AP Photo, Mikhail Metzel