Белоруссия впервые продемонстрирована оперативно-тактическую баллистическую ракету, которая, как сообщается, должна быть введена в состав белорусско-китайской реактивной системы залпового огня (РСЗО) «Полонез». Как сообщил военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), макет новинки был представлен на 8-й международной выставке вооружения и военной техники MILEX-2017 в Минске, которая прошла 20−22 мая.
Отмечается, что дальнобойная РСЗО «Полонез», выполненная на белорусском шасси МЗКТ-793, была впервые продемонстрирована на военном параде 9 мая 2015 года в Минске (госиспытания завершены в мае 2016-го). Во время парада было объявлено, что восьмизарядная боевая машина РСЗО «способна одновременно нанести точечный удар по восьми целям на дальности более 200 км». Тогда система оснащалась высокоточными 301-мм ракетами типа А200 разработки и производства китайской China Academy of Launch Vehicle Technology (CALT, также известной как «Первая Академия»). Теперь на выставке представлена новинка, произведенная РПУП «Завод точной электромеханики» в Дзержинском районе, с радиусом 280 км (длина ракеты — почти 8 метров, масса — 4 тонны, мощность боевой части — 560 кг в тротиловом эквиваленте).
При этом белорусский военный эксперт Александр Алесин в интервью местному изданию «КП» отметил, что в частных разговорах конструкторы намекают на дальность в 500 км, что делает ракету евростратегическим оружием. «С белорусской территории она достанет до Москвы, Киева, Варшавы, Вильнюса, Риги и Таллина. Я думаю, что три четверти комплектующих в ракете белорусского производства, остальное — китайского. В любом случае — это, безусловно, лучшая новинка этой выставки», — отметил Алесин.
Как отмечают эксперты bmpd, судя по представленному макетному образцу, белорусское ноу-хау — не что иное, как ракета М20 разработки и производства все той же китайской CALT. Ракетный комплекс М20 рекламируется СALT с 2011 года, имея заявленную максимальную дальность до 280 км, вес боевой части 480 кг и круговое вероятное отклонение — менее 30 м, и вопреки более ранним сообщениям является чисто экспортным, не состоя на вооружении НОАК.
— С 2014 года CALT рекламирует единый универсальный ракетный комплекс GATTS (General Army Tactical Strike System), использующий с одной пусковой установки ракеты типов А100, А200, А300 и М20, а также сверхзвуковые противокорабельные ракеты CX-1 (последние выглядят как клон российской ракеты «Оникс»/»Яхонт»). Фактически «Полонез», видимо, и является комплексом GATTS, — заключает блог.
Как видно из публикаций в белорусской прессе, военно-политическое руководство республики прямо рассматривает РСЗО «Полонез» как аналог российского ОТРК «Искандер» (экспортная версия которого имеет дальность в 280 км), который Москва отказалась передать Минску бесплатно якобы из-за «обычной человеческой жадности».
Может ли китайско-белорусская ракета, в случае ее серийного производства, изменить что-то в отношениях Москвы и Минска? Действительно ли ее радиус действия может быть доведен до стоящих на вооружении ВС РФ «Искандеров» — 500 км?
Ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Василий Кашин полагает, что слухи о дальнобойности новой белорусской ракеты могут иметь политический подтекст.
— Китай выполняет требования РКРТ (режима контроля за ракетными технологиями) и давал обязательства, что не будет поставлять систему с дальностью более 300 км. Если же белорусы для увеличения дальности что-то своими силами пытаются доделать, то для этого им надо проводить цикл испытаний. Я не уверен, что у них есть возможности для пусков на такую дальностью, но даже если и есть, то вряд ли испытания являются секретом для соответствующих российских структур. Что касается китайской системы М20, то она действительно известна и продвигается на внешние рынки «Первой Академией» КНР. По всей вероятности, Белоруссия станет стартовым заказчиком этой системы.
— В СМИ были слухи, что комплекс М20 — это экспортная версия китайского DF-12.
— Нет, М20 — это инициативное предложение, ориентированное на экспорт. Все теории о квазибаллистической траектории полета ракеты носят спекулятивной характер. Насколько можно судить, она вообще предназначалась для интегрированной системы тактического оружия Сухопутных войск НОАК — пусковых установок для разных ракет на одном мобильном шасси. То есть способной выступать в качестве ПУ для высокоточной ракеты малой дальности М20, сверхзвуковой крылатой СХ-1 и тяжёлой РСЗО. Но пока эта система не получила распространение в китайской армии.
— Для достижения «КВО менее 30 м» нужно, чтобы ракета управлялась в полете. Китайцы имеют аналог GPS — систему «Бэйдоу» (BDS), а что здесь могут предпринять белорусы?
— Они могут пользоваться коммерческим сигналом от китайской «Бэйдоу», американской GPS и российской ГЛОНАСС. Скажем, многие страны, недружественно настроенные по отношению к США, делают боеприпасы с навигацией от коммерческого сигнала.
Я думаю, что белорусы и китайцы попробуют продвигать ракету на экспорт в третьи страны. Тем более что у них большой опыт сотрудничества по тематике многоосных транспортеров. Возможно, М20 для повышения привлекательности на рынке в дальнейшем поступит на вооружение Сухопутных войск НОАК, но пока об этом нет информации.
Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, бывший начальник Главного штаба РВСН генерал-полковник Виктор Есин также указывает на плотное взаимодействие Белоруссии с Китаем в создании вооружений, что уже приводило к довольно щекотливым ситуациям.
— Китайские мобильные ракетные комплексы DF-31B, DF-41 созданы на шасси, которые поставляются белорусами и для России в рамках перевооружения — для мобильных стратегических РК «Ярс». Это не запрещено, так как подпадает под категорию продукции двойного назначения. Но, скажем, в КНР тягачи поставлялись уже как лесовозы. Практически такие же китайские лесовозы были проданы КНДР, а северокорейцы уже использовали их в качестве тягачей для ракет. Правда, лесовозами не назовешь те автомобили, которые имеют две кабины — одну для водителя, а другую — для командира пусковой установки…
В общем, Белоруссия, тесно взаимодействуя с Россией, проявляет интерес к другим странам. По всей видимости, Лукашенко действительно обиделся, что ему не отдали бесплатно «Искандеры», и в итоге белорусы взялись за аналог «Искандера».
— На ваш взгляд, дальность ракеты может превышать 280 км?
— Дальность в 280 км нужна для продажи продукции на мировом рынке без нарушения РКРТ. Белорусы, видимо, рассчитывают на третьи страны, которые любят дешевую продукцию, но приемлемого качества. Потенциально «белорусская» М20 может иметь дальность и 500 км, но за этот показатель Минск выходить не будет, потому что Белоруссия — участник Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (ДРСМД) наряду с Россией, США, Украиной и Казахстаном. Иначе можно запросто и под санкции попасть, которые так любят вводить американцы. Что касается КВО, то, видимо, предусматривается, что белорусская ракета будет ориентироваться на американскую или российскую систему позиционирования. Головная часть ракеты неотделяемая, что позволяет управлять ею во время полета за счет рулей и двигательной установки. А стоящая «на борту» ЭВМ, способна получать координаты GPS и вносить изменения.
— Можно ожидать негативной реакции Москвы в случае реализации такого проекта?
— Неофициальной — да, но на официальном уровне она вряд ли последует, поскольку белорусы действуют в пределах международного права. Что касается военного планирования, то постановка на вооружение таких ракет ни на что не повлияет. Военное ведомство будет просто учитывать потенциал белорусской армии при защите западных рубежей в рамках союзного государства.
Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин уверен, что Москва обязана отреагировать и учитывать подобные действия Минска в своем военном планировании.
— Я сильно сомневаюсь, что Лукашенко делает подобные вещи в рамках союзного государства и что в случае возникновения конфликта Белоруссия окажет поддержку России. Конфликт на Украине довольно четко показал, какую позицию он действительно занимает. А позиция его даже не нейтральная, что также было бы удивительным, учитывая, что он — наш союзник, а явно проукраинская. При этом я подозреваю, что белорусы действительно хотели получить «Искандеры» бесплатно, что совершенно неприемлемо, потому что бесплатно можно отдавать только старое и списанное, а никак не новейшее, которого самим не хватает.
Что касается М20, то поводу этой системы известно крайне мало. Понятно, что М — это экспортное обозначение ракеты, поскольку в китайской армии состоят на вооружении DF. Я не вижу ей никаких аналогов, и вполне вероятно, что она изначально делалась под «Полонез», который, в свою очередь, произведен на основе китайской РСЗО WS-32. Возможно, что в дальнейшем продемонстрированная в Минске разработка пойдет в расширенный экспорт ко всем традиционным клиентам Китая или в рамках китайско-белорусского сотрудничества. Собственно, еще до всех украинских событий Лукашенко очень ясно говорил, что его стратегический партнер — Китай.
— Главное, чтобы китайско-белорусская разработка «не утекла» на Украину, — говорит научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Я вполне могу допустить такой сценарий, особенно если оплата будет бартером.
Что касается истории с «Искандерами», то заявления Минска относительно ОТРК могли быть всего лишь политической риторикой. Белорусам это особо ничего не дало за исключением того, что они поставили бы туда ходовую часть. С «Полонезом» у них появился доступ к ракетным технологиям, и если они соберутся экспортировать систему, то наклейка уже будет стоять «сделано в Белоруссии». С точки зрения пиара, для Минска намного интереснее иметь свою РСЗО с подобными ракетами, а получив «Искандер», скорее всего, белорусы получили бы серьезные ограничения на его применение. Я уж не говорю о том, что после Калининграда размещение ОТРК в Белоруссии вызвало бы море негатива и критики со стороны Запада.
Фото ТАСС