В четверг, 25 мая, в Брюсселе пройдет встреча стран-членов НАТО на уровне глав государств. Впервые в ней примет участие Дональд Трамп, что придает особую важность мероприятию. Не секрет, что ранее новый американский президент неоднократно подвергал партнеров США по Североатлантическому альянсу критике – в частности, из-за недостаточного финансового вклада в работу НАТО.
Впрочем, Трамп не раз и менял позицию, заявляя, например, что «деньги уже поступают», а Альянс остается одним из важнейших союзов для американских властей. Чего же ждать от встречи в Брюсселе европейским партнерам Трампа, ему самому, и, конечно же, России, отношения которой с Альянсом крайне напряженные? Об этом в ходе прошедшего в «МК» круглого стола и побеседовали эксперты накануне 25 мая.
«Официальная повестка встречи обозначена давно, причем американской стороной, – напомнил заведующий Отделом европейской безопасности Института Европы РАН Дмитрий ДАНИЛОВ. – Это вопрос увеличения европейского финансового вклада и проблема основного направления деятельности Альянса. По мнению Трампа, НАТО нужно не просто заниматься борьбой с терроризмом, но и сделать этот вопрос приоритетным. Как показывает практика, по обоим этим пунктам НАТО «провисает»: не удается достигнуть 2%-ного (от ВВП) денежного вклада, и, в то же время, понятно у Альянса нет функциональный вклад в борьбу с террористами. Но будет ли дискуссия острой? Вряд ли. Конечно, будут продемонстрированы шаги в направлении решения обеих вышеозначенных проблем. Но главное это то, что Европа сейчас уже фактически подвешена на «крючок» повестки Трампа, необходимости отчитываться перед Вашингтоном».
Президент Ассоциации Евро-Атлантического сотрудничества, замдиректора ИНИОН РАН Татьяна ПАРХАЛИНА, в свою очередь, считает, что переоценивать влияние США на европейских партнеров не стоит. «Во-первых, Трамп с поражающей скоростью отказывался от различных своих оценок относительно НАТО. Во-вторых, континентальная Европа погасила волну, скажем так, правого радикализма, которая была рождена в США и Великобритании. Выборы, прошедшие в Австрии, Нидерландах, во Франции, – и уже понятен итог выборов в ФРГ, – позволят европейским политикам с других позиций говорить с Трампом. Поэтому я не думаю, что Европа будет молча принимать указания президента США».
«В НАТО сейчас идет процесс переосмысления самой роли Альянса, – отметил президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид ИВАШОВ. – И европейцы все больше задаются вопросом: а зачем им он?». По его мнению, этим же вопросом стоит задаться и России в свете охлаждения отношений с Альянсом. «Мне кажется, что у нашей страны сейчас есть хорошая возможность не только отвечать военными мерами на усиление НАТО, но и попытаться вернуться к идее Примакова о формировании системы европейской безопасности, сделав акцент на активном сотрудничестве в борьбе с терроризмом».
«Отношения между Россией и НАТО сейчас можно описать как стратегический тупик, – заявил, однако, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь КОРОТЧЕНКО. – Причем обусловлено это позицией именно Альянса. Слышать нас там не желают, и не хотят, и не будут. Поэтому не стоит питать напрасные иллюзии… Совершенно очевидно, что Россия не ищет военной конфронтации с НАТО, в связи чем непонятно: почему Альянс развертывает свои силы в Восточной Европе». По мнению эксперта, НАТО будет расширяться, усиливаться, и России надо принимать это во внимание, не рассчитывая на полноценное сотрудничество.
«От саммита 25 мая не стоит ждать прорывов в отношениях с Россией, – считает начальник сектора проблем региональной безопасности Центра оборонных исследований РИСИ Сергей ЕРМАКОВ. – Переломить существующие тенденции по щелчку не удастся. Но не стоит говорить о катастрофе: мы долгое время соседствуем с НАТО именно в таком виде, и нашим военным, в некотором роде, такой Альянс даже привычнее. Немаловажно и то, что сейчас мы наблюдаем глобальный кризис доверия: не только в отношениях России и Альянса, но и внутри НАТО, между европейцами и американцами. Заявления Трампа в Европе не остались незамеченными, остался осадок: значит, американцы могут оставить ЕС, и членам Союза надо учиться справляться с вызовами самим. Это новый момент, и, думаю, на саммите 25 мая этот кризис, возможно, будет преодолен».
Фото Википедия