Москва потребовала дополнительные 7 $ млрд за участие Нью-Дели в разработке и производстве истребителей пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) на базе Т-50 (ПАК ФА). Российская сторона мотивирует это тем, что Индии будут переданы технологии нескольких высокотехнологичных ключевых систем самолета, пишет Defense News.
— Индия не может выплатить такую сумму, и, похоже, мы потеряли эту программу, — заявил изданию сказал высокопоставленный источник в ВВС Индии.
Другой ресурс IndiaToday сообщил о том, что общая стоимость проекта для ВВС Индии оценивается в $ 24 млрд, что почти вдвое превосходит ту сумму, на которую рассчитывали военные, когда проект был инициирован. По словам источника издания, в стране был создан комитет, который должен рассмотреть вопрос целесообразности участия Индии в проекте, и он «уже представил свои доклады министру обороны Аруну Джетли по этому вопросу».
В свою очередь, издание Mail Today написало, что проблема цены и передачи технологий до тормозят заключение полномасштабного контракта не в первый раз — программа создания среднего транспортного самолета МТА была вовсе закрыта из-за «внезапных и непомерных требований России по стоимости контрактов». Причем в настоящее время это же мешает реализации контракта на поставку легких вертолетов Ка-226Т, поскольку стоимость производства построенной для Индии первой партии из 60 машин будет в 2,5 раза выше, чем для российских операторов, отметило Mail Today.
Напомним, что Индия и Россия подписали соглашение о совместной разработке и производстве истребителя пятого поколения в 2007 году. С тех пор вокруг проекта ходит множество слухов, поскольку переговоры затянулись из-за необходимости согласования технических деталей. В развитии программы по запросу индийской стороны предусмотрены разработка двухместного варианта самолета (российский Т-50 одноместный), 360-градусного радиолокационного обзора, интеграция передового двигателя с увеличенной тягой, применение технологий стелс и т. д. С российской стороны разработчиком выступает ОКБ имени Сухого, с индийской — компания Hindustan Aeronautics. Обе страны вложат в проект по 4 $ млрд. По желанию индийской стороны предусмотрено создание двухместного варианта и установка двигателя с увеличенной тягой. На первоначальном этапе предполагается строительство в Индии 127 истребителей нового типа общей стоимостью 25 $ млрд.
Однако в 2014 году командование ВВС Индии предъявило претензии к ходу работ по совместному российско-индийскому проекту. Военные оказались недовольны техническими характеристиками двигателей перспективного боевого самолета, параметрами его малозаметности, системами подвески вооружения, сроками реализации проекта. В 2015 году тогдашний министр обороны Индии Манохар Паррикар сообщил, что предварительная стадия программы была завершена в июне 2013 года, а следующий этап разработок начнется после подписания контракта на опытно-конструкторские работы (ОКР). Согласно проекту контракта на ОКР, поставки истребителей индийским ВВС должны начаться через 94 месяца после подписания документа. Тогда оборонное ведомство уточнило, что Индия уже вложила в предварительное проектирование самолета почти 15 млрд рупий (около 250 $ млн).
В марте 2017 года издание Times of India со ссылкой на Минобороны Индии сообщило, что страна готова развивать совместный с Россией проект истребителя пятого поколения FGFA только с условием полноценной передачи технологий. Таким образом Нью-Дели хочет «избежать ошибок», сделанных при заключении соглашения о приобретении самолетов Су-30МКИ. «Несмотря на то, что большинство из 272 Су, произведенных в рамках заключенного договора, были собраны компанией Hindustan Aeronautics, сборка осуществлялась из импортированных комплектующих. HAL все еще не может производить самолеты Су самостоятельно, — заявил собеседник издания.
Однако в мае ТАСС со ссылкой на источник в министерстве обороны Индии передал, что Индия и Россия подпишут контракт на разработку детального проекта FGFA во второй половине 2017 года. Источник отметил, что «завершены почти все подготовительные работы, чтобы заключить сделку по дизайну реактивного самолета, а также по некоторым другим важным вопросам».
С одной стороны, подобные информационные вбросы могут инициированы противниками проекта, да вообще Индия известна своим «постоянством» в сфере закупок вооружений и военной техники, как в отношении России, так и других стран. Уже никого не удивляет, что Дели постоянно отменяет контракты, «заводит» новые, сокращает закупки. С другой стороны — подписание контракта сильно затянулось и складывается впечатление, что все проблемные вопросы так и остались неразрешимыми.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин считает вполне возможным срыв подписания контракта.
— Всегда казалось, что программа российско-индийского истребителя пятого поколения вполне реализуема, но в настоящее время в этом есть сомнения. Я бы сказал, что стороны уж очень заторговались. В принципе, все проблемы и претензии, которые предъявляла Индия, если есть желание, вполне решаемы. Дело тут явно не в технической стороне. Кроме того, индийцы имеют довольно большие амбиции, поэтому они не могут быть не заинтересованы в самолете пятого поколения, тем более, что их главный противник — Китай. По сути, кроме России им больше неоткуда взять передовые технологии. Очевидно, что американцы навязывают им готовые самолеты F-35, и, возможно, это влияет на часть индийского руководства. Плюс — мы зачем-то продолжаем навязывать Индии союз с Китаем, хотя Индии нужен союз против Китая. Это на самом деле оказывает сильное отрицательное влияние на российско-индийские отношения.
Замдиректора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев придерживается другого мнения.
— Понятно, что подробности переговоров засекречены, и о проблемных вопросах никто официально не скажет, но я больше доверяю российским источникам, которые сообщают о том, что все вопросы решены, контракт будет подписан в ближайшее время. Тот факт, что в индийской прессе постоянно появляются материалы, критикующие позицию Москвы в проекте FGFA, на мой взгляд, связан либо с выторговыванием преференций, либо с лоббизмом интересов военных концернов Франции и США по самолетам Rafale и F-35 соответственно.
Даже если и есть какие-то проблемы, то это — рабочие моменты, и раздувание их не делает чести индийской прессе. Когда крупные программы находятся на стадии подписания контракта, то негативная информация может повлиять на решение сторон, а тем более, когда ее озвучивают столь уважаемые издания. Журналисты просто не могут дождаться официального контракта и конкретных цен, а, возможно, через них специально «сливают» негативную информацию противники проекта.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов также считает, что информация о срыве программы могла быть запущена специально.
— Противники реализации проекта FGFA вполне могут попытаться «раскачать лодку», чтобы переориентироваться на другие программы. Хотя альтернативы в реализации самолета именно пятого поколения у индийцев, по сути, нет. Вряд ли США будут делать F-35 совместно с Индией, тем более что вся цепочка производителей уже выстроена, да и в случае покупки этих самолетов, они их все равно получат уже после 2020 года. А даже если допустить, что цена передачи технологий по FGFA действительно 7 $ млрд, то это не такая уж и большая сумма.
— Какой смысл России делиться высокотехнологичными технологиями?
— Продажа технологий — это тоже бизнес, тем более что Индия таким образом к нам «прикрепляется» хотя по этому проекту. Лучше получить 7 $ млрд за технологии, чем ничего — за свою упорную позицию.
— Некоторые эксперты считают, что индийцы не могут сами освоить технологии Су-30, поэтому доступ к пятому поколению для них избыточен…
— Я бы не стал так категорично говорить. Индийцы делают самолет по так называемому четвертому уровню, из России поставляются только отдельные материалы. Пусть у них и не так быстро получилось локализовать производство, но сейчас в значительной степени это уже их самолет.
— С контрактом на вертолеты Ка-226Т действительно есть трудности?
— Контракта пока нет, подписано только межправительственное соглашение, но, думаю, здесь вряд ли возникнут проблемы. Что касается цены, то в принципе она действительно могла подорожать. Только тут важно понимать причины увеличения стоимости. Не исключено, что индийцы захотели просто заменить комплекты оборудования, что повлекло за собой удорожание. Хотя цены на нефть тоже могут играть свою роль.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).