«Прочь от Москвы, или Простые вещи, которые спасают. Все, что отдаляет нас от России, идет на пользу Украине. Все, что удерживает связь между нашими странами (экономика, язык, история, культура, традиции, и, наконец, даже родственные связи), будет использовано против нас», — таким Фейсбук-откровением поделился на минувшей неделе глава Украинского института национальной памяти Владимир Вятрович, чем вызвал большой общественный резонанс даже на фоне шума по поводу закрытия в Украине российских соцсетей.
В данном случае важно то, что Институт национальной памяти, пишет украинский еженедельник «2000», отнесен к центральным органам государственной власти. А благодаря своим фонтанирующим в последнее время инициативам Вятрович стал одним из «оракулов» власти, заявления которого однозначно воспринимаются как ее позиция. И тем представителям руководства страны, которые решились бы дезавуировать его на грани фола спичи, пришлось бы задуматься о возможных политических последствиях для них лично.
В принципе то, что именно так задача и поставлена (разрушить все связи с РФ вплоть до родственных), очевидно всем, кто в состоянии анализировать. Но зачем объявлять это вслух? Ведь это все равно, как если бы во время минувшей войны в оккупационных газетах был бы помещен план «Ост». Тем паче, что за язык Вятровича никто не тянул, пост в Фейсбуке появился без привязки к какому-либо событию. Что это — политтехнологический промах?
Нет, как раз наоборот. У Вятровича хороший политический нюх. И очевидно, что, открыто делая столь провокационные заявления, Вятрович уловил тренд и пытается не упустить свой шанс поучаствовать в «охоте на президента». Или же прямо выполняет кем-то прописанную для него роль.
Только неделю назад я анализировал инцидент с «сепаратистской» (а куда более — оскорбительной для президента) надписью на чеке в киевском магазинчике, которую так умело разогнал по интернету советник министра внутренних дел Илья Кива. И вот новый, более неприятный эпизод — поскольку непосредственное участие в нем принял сам Порошенко.
21 мая президент съездил почтить память жертв сталинских репрессий к мемориальному комплексу в Быковне под Киевом. Там его окружила «общественность» (в основном из членов праворадикальных группировок): стали задавать крайне неудобные вопросы, оскорблять гаранта и вынудили его ретироваться под крики «позор» и… скажем так — адресованное уже лично ему определение, ставшее в Украине почти официальным по отношению к лидеру «государства-агрессора». Естественно, видеозапись эпизода тут же стала хитом интернета.
И так же, как на прошлой неделе, я не верил в реальность «выходки сепаров» и искренность пресекавшего ее Ильи Кивы, так и тут не допускаю, что обошлось без «подставы» со стороны тех, кто должен был обеспечить безопасность и «комфорт» первого лица на мероприятии. Желающих «пообщаться» с главой государства всегда достаточно, но раньше «как-то» получалось, что все они были лояльны и доброжелательны к Петру Алексеевичу. «Фильтры» при встречах с главой государства работали исправно. О постановке «взрыва народного возмущения» свидетельствуют и режиссура тех видеороликов, которые моментально появились в интернете.
Мощную и весьма умело организованную атаку на президента видно невооруженным глазом, в т. ч. и по участившимся крайне критическим (на грани фола) публикациям в СМИ. Однако, вполне возможно, задача этой атаки не в смещении главы государства в скорой перспективе (что маловероятно), а в усилении давления на него, стремлении заставить «беспрекословно» следовать навязываемым курсом даже вопреки здравому смыслу и его собственным интересам.
В этом контексте особо показательно, что «выволочку» в режиме личного общения Порошенко устроили именно правые радикалы — «политкатегория», вступать в конфликт с которой он особенно остерегается на протяжении всего своего правления. А ведь накануне они совершили еще один беспрецедентный демарш — около 200 представителей партий «Национальный корпус», «Свобода» и «Правый сектор» * (демонстрация единства) выехали в «режиме» автомайдана в село Козин к дому Петра Порошенко, дабы потребовать амнистии для «побратимов». Правда, хозяин находился в это время с визитом в Германии, но тем не менее…
Похоже, это уже не столько политтехнология в общепринятом смысле, а психическая атака на Порошенко. Правые радикалы (организуемые и руководимые из-за кулис политическими тяжеловесами) упорно наступают на него, обвиняя в сдаче идеалов «революции достоинства» и национальных интересов. И в интересах своей политической безопасности, пытаясь обелиться в глазах радикалов, президент — по меньшей мере, на словах — в последнее время всячески демонстрирует еще большую готовность к дальнейшему и жесткому разрыву всех связей с Россией (интриги вокруг УПЦ, «утечки» о введении визового режима с РФ и т. п.).
Но попытка подобной «самообороны» по правилам, навязываемым атакующими, демонстрирует лишь дальнейшую утрату гарантом влияния на идущие в стране процессы.
*17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистской деятельность «Украинской повстанческой армии», «Правого сектора», УНА-УНСО и «Тризуба им. Степана Бандеры», организации «Братство». Их деятельность на территории России запрещена.
Фото Википедия
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня