Экспертное мнение

США вооружают сирийских курдов: каковы последствия для Москвы и Анкары

Пентагон подтвердил, что США начали поставки вооружения – включая стрелковое оружие, минометы и бронетехнику, – курдам, воюющим на территории Сирии. «Сирийские демократические силы», в которых главную роль играют курдские формирования, рассматриваются Вашингтоном как ключевые для освобождения Ракки – «столицы» ИГИЛ («Исламское государство» – запрещенная в России террористическая группировка).

Поддержка Вашингтоном курдов неизменно вызывает недовольство в Анкаре. Турецкие власти считают, что сирийские курдские формирования непосредственно связаны с Рабочей партией Курдистана, которая и в США, и в Турции признана террористической. Как решение Пентагона повлияет на американо-турецкие отношения, и возможен ли разворот Эрдогана в сторону России на таком фоне? Об этом «МК» побеседовал с экспертом.

«Вопрос о поддержке американцами курдских подразделений, воспринимаемых турками в качестве террористических, поднимается очень давно – еще с того момента, как при Обаме США сделали на курдов ставку в боях на территории Сирии, в частности, при взятии Ракки, – напомнил востоковед Гумер ИСАЕВ. – И по этому поводу между Анкарой и Вашингтоном регулярно проходят достаточно сложные переговоры. Эрдоган, например, предлагал американским партнерам сценарий, при котором Ракку брали бы турецкие части и вооружаемая Турцией Сирийская свободная армия (ССА), – как это было в случае со взятием Эль-Баба.

Конечно, вооружение американцами курдов – крайне неприятный для Анкары момент. И, с одной стороны, здесь встает вопрос об осложнении отношений с США – а Эрдоган как популист часто использует антиамериканскую риторику. С другой стороны, мы видим, что была и встреча его с Трампом, и другие беседы на высоком уровне. Понятно, что Турции предпринять нечего: если США ставят на курдов, то у Эрдогана нет вариантов ответных мер. Турецкая сторона ощутимо зависит от Вашингтона в плане поставок вооружений, обе страны являются членами НАТО. И при всей гневной риторике Эрдогана надо помнить, что он зачастую говорит одно, а делает другое – это одно из его характерных качеств. Он в любом случае хочет, чтобы Турция оставалась основным партнером США в антиигиловской коалиции.

Сейчас в регионе идет борьба за то, кто станет главным победителем ИГИЛ. Удар «Томагавками» по сирийской авиабазе в ночь на 7 апреля продемонстрировал всем игрокам, что Вашингтон готов действовать гораздо жестче, чем при президенте Обаме. Поэтому и Россия, и Турция, и Иран, и другие страны, например, монархии Залива, вынуждены следить за действиями США и, очевидно, смириться с тем, что курдам поставляется вооружение, и ждать, что будет дальше.

Пока для Анкары сложилась компромиссная ситуация: так называемые зоны деэскалации – например, провинция Идлиб, подконтрольная ССА, – активно вооружаются Турцией. Очевидно, когда будет покончено с ИГИЛ, эти вооруженные силы будут использованы для борьбы против сил Башара Асада. То есть турки решают собственные задачи. И не думаю, что даже осложнение взаимоотношений с США по курдскому вопросу подтолкнет Анкару в объятия Москвы. Пока единственный вариант для турецкой стороны – вооружать ССА для решения будущих задач, что они и продолжат делать».

Источник

Фото АР

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.