Министр обороны США Джеймс Мэттис заявил о возможности конфликта между США и Китаем. Об этом он рассказал на ежегодном азиатском саммите по безопасности «Шангри-Ла Диалог».
«В то время как конкуренция между США и Китаем — двумя крупнейшими экономиками мира — неизбежна, то и конфликт исключить нельзя», — отметил Мэттис.
По его словам, Вашингтон поддерживает усилия Пекина по сдерживанию Северной Кореи, но не согласен с наращиванием военной силы КНР в Южно-Китайском море.
Мэттис в то же время подчеркнул, что Соединенные Штаты по-прежнему выступают за сотрудничество с партнерами. «Нравится нам это или нет, но мы все — часть мира. Что это будет за мир, если мы все отступим за свои границы?» — сказал глава Пентагона.
Между тем, ещё совсем недавно политологи утверждали, что военный конфликт между США и Китаем, двумя ядерными, экономически взаимозависимыми державами невозможен.
— Заявление министра обороны США не более чем вынос в публичное поле того факта, который является общепризнанным в американских военных кругах уже на протяжении многих лет, — говорит военный эксперт, старший научный сотрудник ВШЭ Василий Кашин. — Более того, китайцам известно, что американцы давно уже всерьёз рассматривают вероятность военного столкновения с их страной. Я сам лично слышал, как американские военные говорили на темы возможных конфликтов с КНР в присутствии китайцев. Просто есть вещи, которые до поры до времени не говорят при журналистах. И вот теперь пришло время сказать это публично, для СМИ.
«СП»: — Что это значит? Вероятность конфликта стала ещё выше?
— Это значит, что при администрации президента США Дональда Трампа уже не будут скрывать, что готовятся к этому конфликту. Будут осуществляться более активные и более затратные действия. Вести подготовку к возможному столкновению с Поднебесной в прежнем режиме — негласно и понемногу — уже не получается. Необходимо уже так сказать общественное одобрение на различные и зачастую затратные действия. Уже при администрации Барака Обамы кое-что предпринималось. В 2009 году был разработан сценарий локальной войны против Китая, например. Конечно, фарисействующие политологи могли говорить, что это не только, и даже не столько против Китая. Но все знали, для чего это разработано.
«СП»: — Что конкретно может предпринять США?
— Трамп уже не раз говорил о том, что будет усиливать мощь ВМС США. Совершенно понятно, для чего это делается, поскольку на данный момент американский военный флот и так самый мощный в мире. Кроме того, планируется передислокация дополнительных воинских частей в Азиатско-Тихоокеанский регион. Однако, повторяю, с 2009 года Обама делал всё то же самое. Только старался не привлекать к этому внимания, предлагал альтернативные варианты объяснения военных приготовлений.
«СП»: — Политологи часто говорят о том, что Китай и США не могут воевать уже потому, что экономика этих стран слишком сильно взаимозависима на данный момент.
— Данный аргумент может использоваться либо при незнании истории, либо при сознательном замалчивании некоторых фактов из неё. Этот аргумент был опровергнут более ста лет назад, когда началась Первая мировая война. Самыми взаимозависимыми на тот момент в плане экономики были Россия и Германия, а также Германия и Великобритания. А накануне Второй мировой войны для Японии важнейшим экономическим партнёром были именно США. Как мы видим, при определённых условиях экономические связи абсолютно не являются препятствием для вооружённого конфликта.
— Безусловно, в перспективе двум «медведям» в одной берлоге, то есть в Азиатско-Тихоокеанском регионе, ужиться будет сложно, — считает декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Но пока прямое военное столкновение чревато слишком большими экономическими потерями для США, не говоря уже о том, что обе державы — ядерные. Поэтому я думаю, что это заявление — не больше, чем попытка оказать информационное давление на Китай со стороны Вашингтона.
Я думаю, что сделано оно в контексте напряжённой ситуации вокруг Северной Кореи. Китай сам не заинтересован в развитии ядерной программы Пхеньяна, но и война США против северокорейской республики совсем невыгодна Пекину. Поскольку в случае падения режима Ким Чен Ына военные базы НАТО окажутся у самых границ Поднебесной.
Я не исключаю, что американцы готовятся к операции против КНДР, и заранее стараются воздействовать на Китай. Кроме того, возможно, в Вашингтоне делают предупреждение Пекину, что не стоит слишком развивать внешнеполитическую активность, чем в последние годы занимается Китай.
«СП»: — Стратегия Трампа, направленная на то, чтобы вернуть производство в США, может быть подготовкой к столкновению с Китаем в дальней перспективе?
— Такое развитие событий вполне возможно. Но пока мы видим, что громкие заявления и угрозы США не имеют должного эффекта. Та же Северная Корея просто игнорирует ультиматумы, продолжая испытывать новые виды вооружений. В итоге Трамп стоит сейчас перед выбором — либо начинать боевые действия с неясным исходом, либо сильно ронять свой имидж, что может привести к тому, что в будущем угрозы США перестанут воспринимать всерьёз.
«СП»: — России, как бы цинично это ни звучало, выгоден был бы конфликт США и Китая?
— Сейчас как бы возник треугольник из трёх ядерных держав. Россия, Китай и США ревниво следят, чтобы взаимоотношения каждой из стран не были слишком уж хорошими. Все пытаются играть на противоречиях в национальных интересах друг друга, чтобы извлечь из этого выгоду. Но в прямом военном конфликте пока не заинтересована ни одна из сторон.