В России

Навальный против Кремля: за кем пойдет молодежь

Уличные протесты 26 марта, когда на улицы Москвы массово вышли школьники, не прошли бесследно. Возможно, именно это стало причиной повышенного внимания, которое Кремль решил уделить молодежи накануне президентских выборов 2018 года. О мерах, предпринимаемых властью для сбора «урожая» голосов молодых избирателей, узнали «Ведомости». Ситуация интересна тем, что впервые на избирательные участки придут граждане, родившиеся и успевшие достичь совершеннолетия, во время правления Владимира Путина.

По данным издания, работа, ориентированная на юных избирателей, будет носить системный характер. Государство выступит с целым рядом инициатив, связанных с волнующими молодежь вопросами: качеством образования, трудоустройством, с так называемым «первым наймом», с кредитными программами и созданием цифровой среды. Без концертов, форумов и фестивалей дело тоже не обойдется. Одним из разработчиков соответствующих программ выступает «Росмолодежь».

Также правительству предстоит в течение трех месяцев подготовить план реализации президентского указа о «десятилетии детства», подписанного недавно Путиным. Другие меры, призванные обратить внимание государства на проблемы молодых — парламентские слушания, прошедшие в Госдуме, а также намерение создать при Петербургском форуме молодежную секцию, пока выглядят не очень убедительно и напоминают, скорее, дежурные казенные инициативы.

Тем временем, к российским школьникам и студентам напрямую обратился глава ФБК Алексей Навальный, который призвал молодых людей активнее выражать свою позицию и лично участвовать в политике. При этом он напомнил, что представители партии «Единая Россия» сами неоднократно проводили политические мероприятия в детских учреждениях: школах и даже детских садах. Видеоролик Навального за первые сутки после публикации посмотрели почти 1,5 млн человек.

Поводом для записи ролика стала инициатива министерства образования Самарской области, которое дало учителям школ рекомендации «об усилении антиэкстремистской и патриотической агитации среди учеников». От педагогов потребовали отговорить школьников от участия в митинге против коррупции 12 июня, организатором которого выступает Навальный. При этом в качестве аргумента используется ссылка на 282-ю статью УК РФ.

Не исключено, что слова главы ФБК воспринимаются многими молодыми людьми с пониманием. Этому, в частности, способствует информация о карьерных успехах детей высокопоставленных чиновников. Например, из публикации «Медузы», следует, что многие из них занимают высшие посты в госкорпорациях, а также в аффилированных с государством компаниях. «Скоростные» социальные лифты для избранных, на фоне низкой социальной мобильности для большинства, дают оппозиции дополнительные аргументы.

Заметно, что государство пытается понять молодое поколение. Уже проведены, а также анонсированы масштабные исследования о предпочтениях молодежи. Согласно майскому опросу ВЦИОМ, в иерархии ценностей молодежи (в группе от 18 до 34 лет) первые три места занимают доход (15%), порядок и стабильность (11%) и самореализация (8%). При этом социологи отмечают, что среди молодых выше доля людей, которые остро чувствуют, что в их отношении нарушены такие ценности, как честность и уважение.

Политолог Алексей Макаркин считает, что работа оппозиции с протестной молодежью если и даст эффект, то уже после президентских выборов.

— В целом молодое поколение будет достаточно центристским. За него борется и власть, и оппозиция, но большинство может дистанцироваться и от тех, и от других. У них другой подход к жизни — они стремятся строить ее сами, и для них авторитет имеет гораздо меньшую роль, чем для предыдущих поколений. Причем, любой авторитет: и властный, и антивластный.

Конечно, власть заинтересована, чтобы молодежь пришла на выборы. Ей надо отвлечь ее от оппозиции, а также повысить легитимность выборов. Но возникает вопрос, насколько такая агитация будет успешной?

«СП»: — Есть какой-то подвох?

— Если пытаться охватить молодежь, ориентированную на карьеру, то мы это уже видели в нулевые годы, когда был расцвет прокремлевских молодежных организаций: «Наши», слеты на Селигере и т. п. Но тогда стало ясно, что наполеоновские планы молодых на карьеру изрядно преувеличены. Лишь незначительная часть прокремлевцев смогла получить место на госслужбе. Поэтому сейчас энтузиазма будет не очень много.

Скорее всего, будут применены стандартные методы работы с молодым электоратом. Выборы весной, поэтому пойдут по студенческим общежитиям. Поскольку студенты достаточно конформистски настроены, то они пойдут на участки. Не из-за политической активности, а просто чтобы не иметь проблем. Даже потенциальные проблемы рассматриваются ими как нежелательные. Зачем идти на конфликт?

Реклама 30
«СП»: — Но есть и более радикально настроенная молодежь…

— Да, для части молодежи такой конформистский подход по ряду причин не устраивает. Первый фактор — эмоциональный. Не для всех приемлемо вот так сидеть и просчитывать, как бы выстроить карьеру. Им хочется чего-то необычного, интересного. Второй — ограничение вертикальной мобильности. Закрываются, а для многих уже закрылись, социальные лифты. Многие находятся в очень подвешенном состоянии, не имея перспективы. Они уже получают сигналы, что устроиться будет сложно и делают выводы. Их привлекает антикоррупционная риторика.

И третий момент — несмотря на попытки власти изменить методику работы с молодежью, основные ее месседжи обществу очень консервативны. Это патриотизм, православие… Например, молодых тянут отмечать выпускной вечер в парк «Патриот», а им этого не хочется. Им вообще не нравится обязаловка. Они хотят сами решать. А им говорят: рано пока. Надо сначала подрасти, заиметь заслуги перед страной и только потом… И то посмотрим.

Сравнение с великим прошлым, времен СССР, тоже не в пользу нынешней молодежи. Они со своими гаджетами проигрывают более брутальным сверстникам из прошлого. Причем, это воспроизводится. В 1980-е годы, когда нынешнее доминирующее само было молодым, его упрекали в пристрастии к року и т. п. Сейчас тоже самое. А нравоучения молодежи не нравятся, она ищет альтернативы и находит их в протесте.

Таким образом, часть молодых людей может пойти «под Навального». Она уже идет. Другое дело, задержится ли она у него. Кто-то может, и станет профессиональным политиком, но для большинства это будет просто этап, подобно тому, как молодежь 1960-х на Западе некоторое время поэпатировав родителей, а потом надела пиджаки и галстуки, вернулась к семье и карьере.

Если в России с экономикой будет сложнее, то этот протестный сегмент может вырасти. Но это будет уже после президентских выборов.

По мнению члена Научного совета ВЦИОМ, старшего научного сотрудника Института социологии РАН Леонтия Бызова, молодежь просто не знает насколько тяжелой была жизнь большинства в 1990-е и придает имеющимся сейчас проблемам чрезмерное значение.

— Предыдущее старшее поколение, пережившее кризис 1990-х годов, навсегда напугано этим кризисом. Для них первое путинское десятилетие стабильности и устойчивого роста стало, возможно, главным событием жизни. Они постоянно сравнивают нулевые года с 1990-ми и готовы за это простить очень многое, включая ограничение свобод, застопоренность социальных лифтов. Для них при Путине стало жить намного лучше. А для нового поколения точкой отсчета является начало нулевых. Для них нынешний кризис — шаг вниз. Поэтому они не считают, что должны быть благодарны власти и воспринимают все гораздо более критично.

Кроме того, молодежь, выросшая в период постоянно снижающейся общественной активности, не помнит 1990-х, когда такая активность была намного сильнее, была реальная политическая борьба. Им хочется себя реализовать, показать, причем неважно в чем конкретно. Разоблачение коррупции Медведева или поддержка Навального — это только предлоги. Важно о себе заявить. Показать себя среди сверстников смелым человеком, который рискует, может, например, попасть в автозак. Раньше это присутствовало в меньшем масштабе — например, фанатское движение. Теперь появилась общественно-политическая «калитка». Это форма самореализации.

«СП»: — Что еще изменилось с 1990-х и нулевых годов?

— Самое главное отличие — нынешняя молодежь выросла в условиях, когда интернет является формой жизни. Если для старшего поколения, даже тех, кто широко использует интернет, этот способ коммуникации не вызывает полного доверия, то для молодых она более естественная, чем газеты или телевидение. Это их среда, их мир, в котором они имеют очень большое преимущество перед старшим поколением. Поэтому они объединяются не в форме устаревших, архаических структур, каковыми являются партии, а с помощью моментального контакта через социальные сети. Хотя в этом и есть свои минусы.

У молодых, выросших в условиях деполитизации нет ярко выраженных идеологических предпочтений, как у старшего поколения, которые помнят идеологическую борьбу 1990-х. Они не готовы принимать на веру ни одну идеологию и часто говорят о нейтралитете. В целом у молодых нет политических лидеров. Да, появился Навальный, но это все же касается незначительной части молодежи. Подавляющее большинство остается деполитизированным и не верящим никаким авторитетам, в том числе, и Путину. Он для них человек другого поколения. Поэтому молодые сейчас — это чистый лист, на котором можно написать все, что угодно.

Член комитета Госдумы РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи Василий Власов считает важным сам факт вовлечения молодых в политику.

— Это ожидаемо, что молодежь придет в политику. Те, кто родился в 2000 году, когда президентом стал Путин, теперь придут на избирательные участки. Мы провели в Госдуме парламентские слушания. Одна из инициатив — создание Совета блогеров получила широкую известность. Если говорить о выборах, то ее не столько будут агитировать голосовать тем или иным образом, сколько с ней будут работать в плане повышения явки. Вспомним, на выборах в Госдуму, особенно в Москве, явка была очень небольшая, а среди молодежи вообще на уровне около 5%. Поэтому всем этим надо заниматься.

Источник

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.