Последние недели Кремль усилил поддержку командующего Ливийской национальной армией фельдмаршала Хафтара. Как пишет военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), со ссылкой на французский бюллетень «Intelligence online», Москва напрямую передала ЛНЕ и Палате представителей (ПП) в Тобруке истребители-бомбардировщики МиГ-27.
Отмечается, что поставки с баз хранения сопровождаются направлением в Ливию технического персонала для обслуживания и поддержания самолетов в исправном состоянии. По информации французов, несколько недель назад российская военная разведка (ГРУ) также отправила к Хафтару военных советников.
Как пишет «Intelligence online», пикантность ситуации придает тот факт, что фельдмаршала поддерживают не только Египет и ОАЭ, но Франция и даже Соединенные Штаты.
Ранее, 26 января, итальянская La Stampa сообщила о том, что Россия, по всей видимости, согласовала с Хафтаром поставки оружия на сумму «около 2 млрд долларов по схеме треугольника» — с участием Алжира, чтобы обойти оружейное эмбарго ООН на продажу оружия в Ливию. Якобы соответствующие договорённости о «реанимации» соглашения о поставках оружия, заключенное в 2008 году с режимом Муаммара Каддафи, вроде как было подписано во время визита маршала на авианосец «Адмирал Кузнецов».
Напомним, после свержения в 2011 году Муаммара Каддафи и разгоревшейся гражданской войны, в стране действовали два правительства: происламистский Всеобщий национальный конгресс — в Триполи, и демократически избранное — в Тобруке. 17 декабря 2015-го при поддержке ООН и Европы было сформировано Правительство национального единства со штаб-квартирой в Триполи, которое возглавил Фаиз Сарадж. Однако ЛНА не подчиняется поддерживаемому ООН правительству, а ее командующий Халифа Хафтар является союзником Палаты представителей (ПП) в Тобруке.
Страны Запада ориентируются на правительство Сараджа. Американцы утверждают, что Москва не только публично поддерживает фельдмаршала Хафтара, но вместе с Египтом не афишируемо снабжает его силы оружием, а также направила в Тобрук военных советников по линии ГРУ. Недавно выяснилось, что представители российской частной военной компании разминировали цементный завод в Бенгази якобы по контракту с его владельцами, но, очевидно, с согласия властей. Однако ряд экспертов не исключают того, что новая администрация Дональда Трампа действительно может обратить внимание на Хафтара, который когда-то был связан с ЦРУ.
Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов напоминает, что несколько месяцев назад в Твиттере появились фотографии истребителя МиГ-23 из Ливии.
— Самолет был с нетипичной для тех мест европейской раскраской, причем с плохо закрашенными «звездами». Возможно, что французы спутали МиГ-27 с МиГ-23, поскольку это родственные самолеты, а истребитель-бомбардировщик МиГ-23БН, например, очень сильно внешне похож на «двадцать седьмой».
Кстати, МиГ-27 «живыми» остались только в Индии и Казахстане, поэтому гипотетически ливийцы могли их купить либо через Россию, либо вообще напрямую у Астаны, но для них все-таки этот самолет сложноват, а вот «двадцать третий» — в самый раз. Теоретически машины могли снять с баз хранения, но, скорее всего, они там — «убитые», поэтому поставки нескольких единиц возможны с наших авиаремонтных заводов.
— Формально оружейное эмбарго ООН на продажу оружия в Ливию продолжает действовать.
— Всегда можно сказать, что металлолом продали. Мол, ливийцы уже там как-то сами собрали, летают — сами удивляемся. Но вообще в статье французского бюллетеня интересны два тезиса. Первый — западные источники подтвердили ранее опубликованный в соцсети снимок МиГ, то есть — поставки самолетов. Второй — Хафтара поддерживает не только Франция, но и Соединенные Штаты.
Скажем, санкции не помешали ОАЭ приобрести четыре Ми-24П в Белоруссии в 2014 году и передать их ливийским силам в Тобруке в апреле 2015 года. Или — Египту передать в Тобрук три транспортно-десантных вертолета типа Ми-8Т и несколько МиГ-21МФ.
Руководитель центра исламских исследований Института инновационного развития Кирилл Семенов считает, что поставки даже нескольких единиц МиГ-23/МиГ-27 могут серьезным образом осложнить отношения Москвы с другими акторами на ливийском поле.
— Речь идет о правительстве Сараджа и аффилированных с ним группировок «Аль-Буньян Аль-Марсус», бригад из Мисураты, Национальной гвардии Халифы аль-Гвейля, с которыми Россия поддерживает контакты. Понятно, что если самолеты действительно поставляются, то делается это под предлогом борьбы с радикальными группировками, но Хафтар может и будет их использовать для ударов по позициям своих оппонентов, которых обычно называют одним словосочетанием — «Рассвет Ливии». Возможно, что самолеты уже применялись для ответных массированных ударов после того, как бригады из Мисураты атаковали ВВС ЛНА Бирак во время военного смотра — погибло около 140 человек.
Передача даже старых самолетов способна ухудшить взаимоотношения не только с внутренними игроками на ливийском поле, но и внешними — Италией и другими странами Евросоюза, Турцией, которые делают ставку на Сараджа и правительство в Триполи.
— После нападения на Бирак в ответных ударах могла быть задействована эмиратская и египетская авиация.
— Да. Не секрет, что в городе Аль-Мардж регионе Сулайа функционирует военная база Эмиратов, созданная при участии Франции. Она изначально использовалась как логистический центр снабжения вооруженных формирований, действующих под командованием Хафтара и была рассчитана на обслуживания эмиратских самолетов С-17 и C-130. Затем Эмираты перебросили из западного Египта в Аль-Мардж три ударных самолета Dassault Mirage 2000. Кроме того, ОАЭ передали ЛНА сельскохозяйственные самолеты Air Tractor AT-802, переделанные в легкие штурмовики.
— Совсем недавно США обвиняли Россию в ошибочности ставки на Хафтара, а теперь они решили снова возобновить его поддержку?
— Я думаю, что это связано с пересмотром администрацией Дональда Трампа прежней внешнеполитической повестки. Белый дом снова взял курс на поддержку Саудовской Аравии и ОАЭ в арабском мире, а именно эти страны выступают за поддержку Хафтара. Недавно правительство в Тобруке это ясно продемонстрировало, присоединившись к дипломатической блокаде Катара. Правительство Сараджа хотя и признано ООН, но опирается на бригады из Мисураты и иные группировки «Рассвета Ливии», которые считаются близкими к «Братьям-мусульманам» *. Новая администрация США взяла курс на борьбу с «Братьями», и с этим, видимо, связано их пока не особо афишируемая поддержка Хафтара.
* Организация «Братья-мусульмане» решением Верховного суда от 14 февраля 2003 года признана террористической, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС