К выбору стратегии развития страны на следующий президентский срок из трех предложенных вариантов можно относиться по-разному. Можно к нему подойти со стороны анализа целей и средств, убедившись, что правительство видит средство достижения роста экономики в сокращении доли наемных работников, особенно пенсионеров, в общем «пироге».
Можно связать выбор стратегии с политическими качелями во власти и оценить, кто кого в результате перевесит. Но главное не терять почву под ногами.
Если двумя ногами стоять на земле, то нетрудно заметить, что принципиальный выбор стратегии сделан. И формальное свидетельство этого — недавнее подтверждение Государственной думой полномочий Эльвиры Набиуллиной на посту председателя ЦБ на следующий пятилетний срок. В Думе не так уж много сторонников курса Набиуллиной, но в том, что она останется на своем посту, никто не сомневался: ее кандидатуру внес Владимир Путин, который не один раз выступал в поддержку политики ЦБ и его председателя.
Почему «новый старый» председатель ЦБ — это и есть принципиальный выбор экономической стратегии?
Главное, что показал ЦБ под председательством Эльвиры Набиуллиной, — это не только отправка рубля в свободное плавание и победа над инфляцией, в которую за порогом ЦБ, когда тот поставил перед собой задачу ее снижения до 4% в год, практически никто, включая меня, не верил, но и связанный с этой победой новый политический расклад сил среди регулировщиков российской экономики.
Если оставить в стороне чисто административные ресурсы, которых у правительства, естественно, больше, что в наших условиях значит много, но все-таки уже не все, то первая скрипка здесь именно ЦБ. Во-первых, потому что любое рыночное регулирование идет в конечном итоге через деньги, а к стоимости денег ЦБ имеет самое непосредственное отношение.
Во-вторых, потому что арсенал средств воздействия на экономику, причем оперативного воздействия, у ЦБ больше, чем у правительства. Правительство располагает своими фондами, оно может что-то (в рамках действующего законодательства) разрешить, облегчить или затруднить, а то и вовсе запретить. Оно может предложить новые налоговые схемы, но это не из тех средств, которые сразу начинают действовать (необходимы изменения в законах). Зато у ЦБ есть многочисленные инструменты, которые быстро дотянутся до каждого: стоимость кредита, различные способы регулирования финансового рынка, курс рубля в конце концов.
В-третьих, есть и субъективный фактор. Эльвира Набиуллина не делегирует принятие важных решений президенту, как это постоянно делает правительство, она действует самостоятельно и в значительной мере независимо.
Все вместе (и не в последнюю очередь, конечно, победа над инфляцией) превращает Набиуллину в фигуру, активно воздействующую на все политические процессы, связанные с экономикой, даже на те, в которых она непосредственно вовсе не участвует. Именно доверие президента к курсу ЦБ и его руководителю превращает развилку, которую рисуют разные варианты стратегии экономического развития, в прямую дорогу с односторонним движением.
Попытки изменить или конституционный статус ЦБ, или его руководство, чтобы принципиально по-новому строить кредитно-денежную политику, разбиваются не столько об аргументы тех, кто выдвигает другие варианты стратегии, сколько о тот факт, что ЦБ не изменится, пользуясь поддержкой Путина.
Набиуллина, не участвующая в конкурсе стратегий и, более того, по-прежнему не собирающаяся брать на ЦБ ответственность за развитие всей экономики, чтобы сохранить свою профессиональную независимость, фактически предопределяет принципиальный стратегический выбор. Курс экономического развития страны не будет принципиально изменен, а тем более переориентирован на 180 градусов.
Это кому-то нравится, а кому-то нет. Но сам факт наличия главного регулятора в лице ЦБ и такой его руководительницы, которая проводит последовательную и вполне предсказуемую политику, улучшает нестабильный экономический ландшафт.
Предсказуемость действий ЦБ легко подтверждается, например, тем, что никто не сомневается в дальнейшем снижении ставки ЦБ на следующем заседании совета директоров, которое состоится 16 июня. Потому что сама Набиуллина не делает из этого тайны, она еще 5 июня заявила: «Мы действительно будем рассматривать две опции, принимать решение на базе анализа показателей инфляции и инфляционных ожиданий и ситуации в экономике». Речь идет о выборе шага снижения ставки: 0,25 п.п. или 0,5 п.п.
Одна из главных претензий, которую предприниматели предъявляют власти, — неопределенность перспектив экономической политики. ЦБ со своей стороны эту неопределенность снимает. Что само по себе вклад в улучшение делового климата.
Фото kremlin.ru
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).