Новые санкции против России «за Крым, Сирию и хакерство» накануне прошли утверждение в американском Сенате. Западная пресса считает, что США нанесли удар по трубопроводу «Северный поток – 2». Более того, санкции срикошетили по отношениям Вашингтона с Берлином и Веной из-за неожиданной угрозы европейским энергоконцернам. Что еще стало целью новых санкций, а что выведено из-под удара?
Сенат Конгресса США накануне одобрил проект новых санкций против России (поправки были включены в законопроект о санкциях против Ирана). Очередное «наказание» России предусмотрено за «за нарушение территориальной целостности Украины и Крыма, наглые кибератаки и вмешательство в американские президентские выборы, а также продолжающуюся агрессию в Сирии».
За проголосовали 98 сенаторов, против высказались двое – бывшие участники президентской гонки демократ Берни Сандерс и республиканец Рэнд Пол.
Новые санкции вводятся против тех, кто оказывает «значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку» Дамаску.
Законопроект направлен также против тех, кто предоставляет «товары, услуги, технологии, информацию или поддержку» для строительства российских трубопроводов.
В документе также идет речь об ограничении на сделки с российскими банками с предоставлением финансирования дольше чем на 14 дней, вместо нынешних 90 дней.
Законопроект еще подлежит утверждению в Палате представителей. Но, как утверждает западные эксперты, перспектива новых санкций уже начала оказывать негативные последствия. The Financial Times отмечает: индекс ММВБ накануне упал до 4,2%, и закрылся на самом низком уровне с февраля 2016 года. Доходность по пятилетнему долгу России выросла. Акции «Роснефти» и Сбербанка потеряли, соответственно, 1,1% и 2,1%.
Под ударом – «Северный поток – 2»
В одном из тематических «блоков», из которых складываются санкционные поправки, прямо указано: «противодействовать строительству газопровода «Северный поток – 2», так как он «пагубно воздействует на энергобезопасность Евросоюза».
В Вашингтоне полагают, что «Северный поток – 2» является «инструментом геополитической власти Газпрома», призванным укрепить его господство в сфере энергоснабжения Европы, отмечает FT.
«Санкции направлены на тех, кто инвестирует в строительство трубопроводов для российских энергоносителей или поддерживает такое строительство», – цитирует FT одного из авторов законопроекта, сенатора-республиканца Майкла Крепо.
Американские санкции «могут стать головной болью» для европейских партнеров проекта «Северный поток – 2» – Shell, Engie, OMV, Wintershall и Uniper. Их вложения составляют половину стоимости проекта – около 9,5 млрд евро.
В Берлине возмущены тем, что хотя «речь идет о санкции за действия России», но при этом «под санкции попадают европейские компании», – передал мнение Ангелы Меркель официальный представитель ее кабинета.
Глава МИД Германии Зигмар Габриэль и канцлер Австрии Кристиан Керн назвали неприемлемыми намерения властей США. Госдеп отказался отвечать на критику европейцев.
То, чем занимается Вашингтон, «традиционный способ давления на европейские концерны – угрожать им штрафными санкциями на американской территории», сказал газете ВЗГЛЯД глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.
Самому «Северному потоку» санкции, по большому счету не помешают: в проекте нет ничего американского – ни труб, ни трубоукладчиков, ни денег, ни компаний. Важнее другое. «Вы работаете с русскими – мы вам выпишем штраф в Америке и будем вас выдавливать с нашего рынка», – таков аргумент США. По мнению Симонова, «страшны не санкции, а страшна попытка показать Европе, что в Штатах ничего не поменялось», и подкрепить у ряда европейских чиновников желание по-прежнему «воевать на газовом фронте» с Россией.
«Сирийская» часть санкций вряд ли будет одобрена Европой
Согласно законопроекту, президент США обязан ввести санкции против тех, кто оказывает «значительную финансовую, материальную или технологическую поддержку» правительству Сирии. В данном случае целями оказываются как Россия, так и Иран (главный «адресат» законопроекта о санкциях).
«Эти санкции принимаются – не скажу, что от отчаяния, но в ситуации достаточно тяжелой. Штаты теряют влияние на Ближнем Востоке, Россия, напротив, превращается в важнейшего «брокера». Учитывая движение Катара на этом фоне к России, выстраивается, по большому счету, газовая ОПЕК – Россия, Иран и Катар. Штаты пытаются предотвратить это», – заявил газете ВЗГЛЯД доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш.
Но, по мнению эксперта, и «сирийская» часть антииранских и антироссийских санкций не найдет поддержки у европейских союзников США. Иран после «атомной сделки» и снятия части санкций нацелен на взаимовыгодное партнерство с ЕС, о заинтересованности «локомотивов» ЕС в партнерстве с Россией уже говорилось выше. «Скорее всего, это будет еще один вклад США в дрейф Европы от США. Здесь интересы США и Европы начинают достаточно сильно расходиться», – резюмировал эксперт.
Санкции «за приватизацию» не страшны
Президент США, согласно законопроекту, также должен будет применить санкции к тем, кто способствует «приватизации государственных активов» в России. Сделана оговорка: если это позволяет российским чиновникам, их приближенным и членам их семей «незаконно получать прибыль». Санкции могут применяться только к тем, кто материально способствует приватизации, вкладывая в это от 10 млн долларов.
«Это не первые санкции подобного рода, поэтому подобные ограничения не несут принципиальных новшеств», – заметил в комментарии газете ВЗГЛЯД профессор РЭУ им. Плеханова, доктор экономических наук Серей Орлов. Эксперт выделил несколько причин этого.
Во-первых, темпы приватизации в России сейчас невысоки, да и ее эффективность он считает довольно низкой. «Честно говоря, приватизация у нас не столь активно проводится, для того чтобы можно было всерьез считать эти санкции значимым ограничением для экономики», – подчеркнул собеседник.
Во-вторых, 10 млн долларов – это «вполне приличный ресурс инвестиционный для вложений», особенно для средних предприятий. Такая сумма не исключает даже участие иностранного капитала. В-третьих, профессор указал, что санкции можно обойти, если «пул компаний соберется» – то есть несколько компаний вложит, допустим, по 10 млн каждая.
Орлов также отметил: на большинство из тех, кто мог или хотел бы поучаствовать в приватизации, санкции уже были наложены – в 2014–2016 годах. Что же до иностранных компаний, то они «давно не принимали участие в нашей приватизации – ни в прошлом году, ни в позапрошлом году».
Для госдолга и резервов санкции будут большой проблемой
Санкции могут коснуться и суверенного долга России. Сенаторы постановили: доклад о последствиях таких санкций минфин США должен представить конгрессменам в течение 180 дней после введения санкций.
В случае принятия таких ограничительных мер в отношении российского государственного долга Москва предпримет меры для его защиты, а также защиты резервов в ценных бумагах, – заявил торгпред России в США Александр Стадник. Напомним, Россия в апреле нарастила вложения в американские казначейские ценные бумаги на 5,1 млрд долларов – до 104,9 млрд долларов.
«Для суверенного госдолга и резервов новые санкции будут большой проблемой, – заявил газете ВЗГЛЯД президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «Все основные покупатели российского долга, российских облигаций имеют базу в США», – подчеркнул он. Если новые антироссийские меры вступят в силу, все будут бояться попасть под санкции. «Придется продавать на внутреннем рынке. Такой объем приведет к проблемам, связанным с покупкой корпоративных облигаций, и может привести к проблемам, связанным с покупкой в целом», – пояснил эксперт. Кроме того, это может стать причиной ослабления национальной валюты – рубля, а также выходу из российских облигаций, выходу из торговой системы на валютном рынке Carry Trade.
Ограничения для банков подтолкнут Россию к жестким действиям
Сенат, как было указано выше, утвердил еще одну финансовую санкцию: ограничения на сделки с российскими банками с предоставлением финансирования дольше чем на 14 дней, вместо нынешних 90 дней.
Абзалов напомнил, что ограничение предоставления тех или иных средств российским банкам уже было введено в рамках предыдущих санкций и действует до сих пор: фондирование предоставляется на 30 дней. «Сейчас они хотят сократить их до двух недель. Это приведет к тому, что российским финансовым организациям будет сложно перестраховываться на внешнем рынке», – подчеркнул эксперт. – Кстати, из-за внешнего фондирования и в связи с платежными системами Сбербанк не шел в Крым ввиду опасений, что отрубят объемы фонда внешнего финансирования, фактически рефинансирования, и что на это еще наложится отказ платежных систем.
Так что если новое ограничение будет принято, «Москва начнет уже входить в Крым – что терять, если все равно получаешь более жесткие санкции». Таким образом, Россию это лишь подтолкнет к более жестким действиям, а российскую финансовую систему – к более активной деятельности в тех секторах, которыми они раньше не занимались, например, пойти в Крым, резюмировал эксперт.
Космос оказался «выше» санкций
Одобрив поправки о новых санкциях, сенаторы тем не менее вывели из-под санкций НАСА. Маккейн в сердцах назвал это «подарком российскому ВПК». Сенатор от штата Колорадо Кори Гарднер парировал: «Эта поправка не направлена на подрыв законопроекта, но обеспечивает непрерывное продолжение освоения космоса».
«Причина достаточно проста», – отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков. «Во-первых, американцы сейчас активно участвуют в проекте МКС. Во-вторых, они активно используют наши ракетные двигатели для запуска своих ракет-носителей, – указал эксперт. – Пока что заменить эти вещи – порядок доставки астронавтов на борт МКС и порядок запуска американских ракет, они не могут».
Эксперт также отметил, что и Россия не вводила никаких контрсанкций в космической отрасли. «Обострять ситуацию не в интересах ни нас, ни американцев», – добавил собеседник.
Трампа лишают права самолично отменять санкции против России
Если законопроект вступит в законную силу, прошлогодние указы Барака Обамы о санкциях против России получат статус закона. Администрации Трампа будет сложнее их отменить.
Кроме того, как и предполагалось, в законопроекте прописано: президент сможет отменять антироссийские санкции только при одобрении Конгресса.
Для начала Трамп должен будет представить конгрессменам список лиц, с которых планируется снять санкции, а также обосновать, что Россия изменила свою политику, в том числе по Украине и Сирии. После изучения представленных материалов в течение месяца Сенат и Палата представителей должны будут высказать свое мнение, принять резолюцию – и лишь тогда президент сможет снять ту или иную санкцию.
Как ранее отмечал в беседе с газетой ВЗГЛЯД американист Борис Межуев, вряд ли следует ожидать, что Трамп наложит вето на законопроект – несмотря даже на то, что документ ограничивает права президента. «В ситуации нелепого «расследования» (которое ведут Сенат и спецпредставитель минюста), когда Трамп зависим от Конгресса и его положение держится на лояльности республиканцев-конгрессменов, для него немыслимо поступать вопреки воле Конгресса», – отметил эксперт.
Фото Nord-stream.com