Практически неделю назад стало известно, что украинские власти взялись за разработку нового законопроекта под названием «О реинтеграции оккупированных территорий Донбасса», который предусматривает план по возвращению неподконтрольных Киеву территорий – Луганской и Донецких областей. Сам план не нов, что и пугает, ведь опыт прошлого раза до сих пор отдается эхом разрухи и продолжающейся войны, со всеми страшными вытекающими последствиями, на Донбассе.
В Киеве все предпринятые еще в первый раз действия принято называть «стратегией возвращения Донбасса путем мягкой силы». И сейчас Порошенко все же хочет довести до конца начатое. Радоваться или бояться? Вопрос риторический.
Вспомните сентябрь 2016 года. Тогда украинское правительство одобрило стратегию восстановления мира на «временно оккупированных территориях» на фоне новой договоренности о прекращении огня на Донбассе. По задумке украинского правительства (по крайней мере, официально озвученной версии), на территории ДНР и ЛНР планировалось реализовать комплекс следующих социально-экономических мер:
- поддержка экономической активности населения;
- рост уровня жизни граждан;
- восстановление разрушенной инфраструктуры;
- создание условий для социальной стабильности.
Что получил Донбасс в итоге? В декабре 2016 года началась полная блокада (как социальная, так и экономическая) Донецкой и Луганской областей.
Так вот, спустя полгода украинские власти якобы решили попытать судьбу во второй раз, основательно подготовившись к новому «броску»: по новому плану, Киев предстанет перед Донбассом во всей своей красе, продемонстрировав жителям ДНР и ЛНР все преимущества нахождения именно в составе Украины. Речь идет о «пряниках», которыми Киев рассчитывает заманить, заинтересовать, называйте это, как хотите, Донбасс, – льготах и послаблениях:
- упростят порядок получения жителями ЛНР и ДНР украинских пенсий;
- наладят торговлю между «отдельными районами» и территориями, что находятся под контролем украинской столицы;
- снизят ограничения на вес грузов, перевозимых через линию разграничения (для справки, в настоящее время лимит составляет 50 кг, а согласно обещаниям Порошенко, он будет увеличен до 180 кг).
Все это коснется населения контролируемых Киевом «отдельных районов Донецкой и Луганской областей» (ОРДЛО). По задумке, Украина после выполнения всех вышеперечисленных условий станет более привлекательной в глазах жителей Донбасса, они тут же откажутся от так называемых «дэнээровских» паспортов в пользу украинских – выигрышных, тем самым, обеспечив себя не только беззаботной жизнью под крылом Киева, но еще и наличием ключа от открытой на днях для украинцев европейской двери.
Повторюсь, так представляет себе развитие событий украинский президент и его команда в контексте донбасского вопроса.
А вот что будет на деле – дело другое и, боюсь, ни о каком радужном сценарии речи не пойдет, учитывая еще один «нюанс», предусмотренный разрабатывающимся законопроектом. Дело в том, что Порошенко прекратит «антитеррористическую операцию» в прифронтовых районах ДНР и ЛНР. Вместо этого там будет введено военное положение (пока что нет точной информации о том, какие именно города войдут в список территорий, которые подвергнутся изменениям, но, скорее всего (информацию предоставил близкий к администрации президента Украины источник), речь пойдет о Мариуполе, Краматорске, Славянске, Авдеевке и Марьинке). Именно эти территории находятся под контролем Киева.
«Военное положение вовсе не означает, что Украина склоняется к военному сценарию. Суть изменений — в том, что если сейчас прифронтовыми городами фактически управляла Служба безопасности Украины, проводившая АТО, то после принятия закона руководящие функции перейдут к представителям армии. Это позволит более оперативно и эффективно осуществлять оборонные и эвакуационные работы, если возникнет такая необходимость», — уверяет близкий к администрации Порошенко источник.
Но так ли это?
Сомнения возникают и у «Оппозиционного блока», что считается наиболее влиятельной политсилой в ДНР и ЛНР. В законопроекте предусмотрено положение, предусматривающее отказ от проведения выборов на территориях, где вместо АТО будет объявлено военное положение. Так что закрадывается мысль о том, что на самом деле, украинские власти преследуют цель, заключающуюся в лишении жителей Мариуполя, Марьинки, Авдеевки, Краматорска, Славянска права принимать участие в парламентских, а также президентских выборах. К нынешним властям на этих территориях граждане относятся критически, так что Киеву было бы выгодно отстранить их от выборов, повысив тем самым показатели партии власти.
Правда, настоящие баталии развернулись по обсуждаемому в настоящее время законопроекту не по вопросу голосования или неголосования жителей прифронтовых городов на предстоящих выборах. Политики, собравшиеся, скажем так, вокруг входящей в правящую коалицию партии «Народный фронт», заявляют, что больно пацифистская и мягкотелая направленность документа, жестче надо быть, решительнее. К примеру, секретарь Совета национальной безопасности и обороны страны Александр Турчинов старается как можно чаще употреблять слово «война» в обсуждении нового закона.
Огородить оккупированную территорию стеной и превратить линию разграничения в полноценную границу! – примерно такой план пропагандирует Турчинов. Такой себе подход под названием «отрезать и забыть».
Что думает по этому поводу глава государства Петр Алексеевич? Его голова, в первую очередь, забита мыслями о предстоящей встрече с американским президентом Дональдом Трампом (ряд источников подтвердил саму встречу, но конкретных дат названо не было, правда, депутат президентской партии в Верховной раде Александр Спиваковский заявил, что украинский лидер сегодня, 19.06, отправился в США, официальных подтверждений чему пока не было). Именно в ходе нее будет обсуждаться тема Донбасса, варианты урегулирования кризиса на неподконтрольных Киеву территориях.
Единственное, что нужно продемонстрировать Трампу Порошенко, так это заинтересованность в скорейшем разрешении проблем с Донбассом, причем, мирным путем (максимально возможным, конечно, для самой Украины). План Турчинова, скажем так, несколько не подходит.
Хотя, учитывая американский опыт разрешения конфликтов, возьмем хотя бы Ближний Восток, мысли секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины должны быть, по логике вещей, ближе Вашингтону. Но, не забываем о том, что речь идет о мировом сообществе, в глазах которого тем же самым Штатам еще нужно быть «миротворцами».
Так что, официальной поддержки радикальных мер в вопросе разрешения донбасского конфликта ждать не придется. Хотя, и это все в стиле США. На бумаге – одно, а на деле – другое.
«Решение о реинтеграции Донбасса — это попытка властей Украины соответствовать пожеланиям одной из групп влияния в Вашингтоне. Этих групп несколько, окончательное мнение по Украине не выработано, и мы пытаемся сыграть на опережение. При этом мы понимаем, что конкретные решения по Украине в Вашингтоне не могут быть приняты уже сейчас. Понимаем мы и то, что главными приоритетами для США остаются Россия и Иран, а не Украина», — прокомментировал обнародование новой интеграционной инициативы за считанные дни до намеченного визита Порошенко в Вашингтон депутат от Радикальной партии Игорь Попов.
Так, чего же ждать Донбассу в ближайшее время? Понятно это станет окончательно после встречи глав двух государств. Однако уже сейчас очевиден тот момент, беря в расчет и первую попытку вернуть Донбасс «мирным путем» Киевом, и вообще все происходящее в настоящее время в контексте этого вопроса, что никакой РЕАЛЬНОЙ попытки вернуть Донбасс ни силой, ни войной предпринято не будет. Имитация – да. Показуха – да. Зачем? За хорошее показательное выступление положена неплохая награда, а учитывая тот факт, что Вашингтон в принципе теряет интерес к Украине (и в Киеве это понимают), стоит ожидать какого-то масштабного и, боюсь, разрушительного представления «мирной реинтеграции Донбасса».
Ева Лисовская,
специально для Правда-ТВ
3 комментария
гори в аду
Доброго дня, уважаемая Дарья. Это вы кому?
Порошенко, кому же еще! а также, турчинову, парубию! пусть они все там горят, мрази!