Прохождение через Конгресс США законопроекта о новых санкциях в отношении РФ приторможено. Республиканское руководство Палаты представителей отправило документ, принятый в Сенате подавляющим большинством, на экспертизу в комитет по международным делам. Об этом в понедельник, сообщило агентство The Associated Press (AP).
Пресс-секретарь спикера нижней палаты Эшли Стронг заявила, что фракция большинства «определит путь вперед» по завершении изучения законопроекта в профильном комитете. Она не уточнила, сколько времени потребуется комитету, который находится под контролем республиканцев, на рассмотрение документа, и предполагается ли внесение в него каких-либо поправок. Заметим: если Палата представителей примет отличающуюся от одобренной Сенатом версию законопроекта, оба документа затем нужно будет «приводить к общему знаменателю» в согласительной комиссии.
По мнению AP, теперь законопроект об одностороннем ужесточении санкционного режима «сталкивается с неопределенным будущим».
Старший демократ в комитете по иностранным делам Палаты представителей Элиот Энгел (от штата Нью-Йорк) уже выразил тревогу по поводу того, что нынешние действия республиканцев «ослабляют» законопроект.
На деле это означает, что события развиваются по варианту так называемого «карманного вето». В этом случае процедура рассмотрения законопроекта в Палате представителей, а потом и в Белом доме затягивается ровно до момента ухода Конгресса на летние каникулы. Тогда, по американскому законодательству, законопроект считается заветированным, и приходится начинать заново процедуру его внесения в Конгресс.
Видимо, президент США Дональд Трамп, накануне встречи с президентом РФ Владимиром Путиным на полях июльского саммита G20, решил приложить все усилия, чтобы «замотать» законопроект.
Напомним: новые санкции ощутимо расширяют список отраслей РФ, по которым наносится удар. Прежде всего, они сильно сокращают сроки предоставления кредитов российским банкам — с 90 до 14 дней. Это значимое для России ужесточение, которое придется компенсировать займами на других рынках. Плюс предлагается ввести запрет на новые инвестиции США и третьих стран в российские суверенные облигации, на участие в приватизации российских активов, и ограничить инвестиции в отдельные проекты российского нефтегазового сектора.
Однако самое для нас неприятное — режим отмены и введения санкций выводится законопроектом из полномочий президента США, и передается в ведение Конгресса. Это означает, что новый санкционный пакет может просуществовать так же долго, как пресловутая поправка Джексона-Вэника (то есть, почти 40 лет).
Пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков уже заявил, что подобные меры в отношении Москвы могут обернуться новым санкционным пике.
Как сложится судьба законопроекта, как теперь выглядят перспективы введения новых санкций против РФ?
— Не стоит преувеличивать российскую составляющую законопроекта, — считает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Напомню, что проект закона направлен в первую очередь против Ирана — на случай, если Тегеран будет продвигать свою программу создания ядерной бомбы. Российские же санкции прикреплены к документу в виде отдельных поправок.
Это обычная практика американских законодателей. Когда они не хотят принимать отдельный закон, поскольку процедура согласования занимает очень много времени, они идут по пути привязки какого-либо положения или раздела к уже подготовленному законопроекту, который вот-вот должен пройти первое чтение.
Поэтому нельзя сказать, что Палата представителей «завернула» документ исключительно из-за России. По сообщениям американских СМИ, к законопроекту есть вопросы как раз по части Ирана. По сути, мы даже не можем сказать, чем больше озабочены конгрессмены: российскими ли поправками или содержанием основной «иранской» части?
Трамп, я считаю, больше переживает за судьбу иранских санкций. Обстановка на Ближнем Востоке складывается очень непростая. В сентябре запланирован референдум о независимости Иракского Курдистана, и каким будет его результат, можно предсказать заранее. Попытка курдов создать собственное государство мгновенно повысит напряженность в Ираке и особенно в Турции. Иран при таком раскладе тоже не станет сидеть сложа руки. В итоге, в регионе заварится такая каша, на фоне которой катарский кризис покажется детским утренником.
— По каким сценариям может теперь развиваться ситуация с санкционным законопроектом?
— Если обсуждение в Конгрессе затянется, будет действительно задействован вариант «карманного вето». Президент законопроект не подпишет, у Конгресса наступят летние каникулы, и тогда сенаторам и конгрессменам придется рассматривать документ заново.
Кстати, я не считаю, что такое повторное рассмотрение представляет собой серьезную проблему. Главная проблема заключается в другом — республиканцам надо прийти к согласию внутри партии.
У республиканцев, напомню, имеется большинство и в нижней палате Конгресса, и при желании они могли бы законопроект поддержать. Но в партии раскол, и демократы уже упрекают Республиканскую партию в том, что она нарушает договоренности по «иранскому» законопроекту с Демократической партией, и изменяет собственным принципам. Напомню, демократы и республиканцы в Сенате объединились, и поддержали санкционный проект закона практически единогласно.
В нынешней ситуации внутреннего сопротивления в Республиканской партии возможен и другой вариант. Из Белого дома конгрессменам-республиканцам поступит сигнал, что они слишком разошлись, и связывают президента США по рукам и ногам. В конце концов, чего они добиваются, досрочной отставки Трампа? Но тогда, по американскому обычаю, обязанности главы государства будет исполнять нынешний вице-президент Майкл Пенс. Пенс, замечу, до сих пор является «темной лошадкой», и далеко не факт, что в качестве президента он устроит республиканцев.
Это означает, что сигнал из администрации США может быть Конгрессом услышан. И антироссийские санкции все же будут приняты.
Фото ТАСС