Десять самых безопасных для туристов стран назвали эксперты Всемирного экономического форума. На первом месте — Финляндия. Затем идут ОАЭ и Исландия. Ну а замыкает первую десятку Катар. Ну а какие же места заняли популярные у российского туриста направления — Турция, Египет, Тунис?
От Катара до Финляндии
В начале летнего сезона Всемирный экономический форум (WEF) опубликовал рейтинг государств, наиболее безопасных для туристов. Каждую страну оценивали по пяти критериям: надежность полицейских служб, количество терактов, уровень убийств (на сто тысяч населения), а также расходы турбизнеса, связанные с противодействием терроризму и криминалу.
По оценке WEF, наиболее эффективно работает полиция в следующих государствах — это Финляндия, Новая Зеландия, Швейцария, Сингапур и Норвегия.
По уровню убийств последние места в мире (из 137 исследованных государств) Греция, Кипр, Япония, Сингапур и Исландия.
Больше всего бизнесмены, работающие в сфере туризма, тратят на обеспечение безопасности в Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ), Лесото, Катаре, Финляндии, Руанде.
А вот наибольшие расходы на противодействие террористической угрозе приходится нести бизнесу в Лесото, Уругвае, Финляндии, Исландии и Зимбабве. Такое вот странное соседство…
К слову, о терроризме. Он хоть сегодня и носит название «глобального», однако даже в прошлом году на планете было множество стран, где и слыхом не слышали о терактах — таких было 33 (из 137 исследованных экспертами WEF). Причем среди них были и европейские государства (Польша, Сербия, Румыния, Португалия, Словакия, Словения, Норвегия), но и страны «третьего мира» (Гамбия, Уругвай, Вьетнам, Боливия, Сальвадор, Коста-Рика). Россия в рейтинге занимает 109 место, а Украина — 127-е.
Суммировав все статистические критерии, эксперты WEF назвали пять наиболее безопасных государств планеты, где туристу ничего не угрожает.
На «вершине» рейтинга расположилась Финляндия, следом за которой идут ОАЭ и Исландия. Оман занял четвертое место в рейтинге, за ним следуют Гонконг, Сингапур и Норвегия на пятом, шестом и седьмом месте соответственно.
Швейцария получила восьмое место, Руанда взлетела до девятого, а завершает первую десятку Катар.
В Египте за алкоголь и убить могут
В «хвосте» туристического рейтинга безопасности оказались Бурунди, Чад и Йемен. Но сюда, пожалуй, никто в умственном здравии и не отправится отдыхать.
Зато популярные у туристов страны, напротив, довольствуются далеко не самыми престижными местами. Скажем, Египет оказался лишь на 130-м месте — для этого государства, разумеется, крайне актуальна террористическая угроза. Только с начала нынешнего года, по подсчетам Национального консорциума по изучению терроризма и мер по борьбе с ним (START), в Египте произошло почти три десятка терактов, в которых погибли более 180 человек.
Причем происходят они не только на Синайском полуострове (для Египта это примерно то же самое, что и Северный Кавказ — для остальной России), но и в крупных городах. В Каире с начала года произошло несколько нападений на полицейские патрули, а в начале апреля террорист-смертник подорвал себя в коптской (христианской) церкви в Александрии — втором по значимости городе Египта.
3 января фанатик в центре Каира убил христианина — владельца магазина-винотеки. Когда хозяин спокойно курил кальян на улице перед лавкой, исламист подошел к нему и хладнокровно перерезал горло. Как он позже объяснил полицейским, это была кара за то, что тот продавал «греховный» товар. Кстати, хоть Египет и исламская страна, но здесь без проблем можно купить алкоголь, а в крупных городах, таких как Каир и Александрия (не говоря уже о прибрежных отелях) есть даже пивбары.
Вообще же, Ближний Восток — регион крайне неоднородный с точки зрения безопасности, отмечают эксперты WEF. Здесь есть как жутко опасные страны, так и те, которые входят в десятку самых «спокойных» (Оман, Катар и ОАЭ).
Авторы рейтинга отмечают, что значительного прогресса в обеспечении безопасности туристов добились Бахрейн, Иран, Марокко и Алжир. При этом, например, крайне популярный у россиян Тунис занимает в рейтинге лишь 102-е место. Хотя с начала года здесь произошло всего два теракта: 12 марта боевики устроили перестрелку на блокпосте, а 3 июня похитили и убили пастуха (оба инцидента были на западе стране, очень далеко от туристического побережья).
Отмечают эксперты — составители рейтинга — значительное снижение позиций таких европейских «курортных» стран, как Испания и Италия. И снова виной всему, конечно, угроза терроризма (а также заметное ухудшение работы полиции).
Крайне высокой, по подсчетам WEF, остается террористическая угроза во Франции, которая за последние годы пережила несколько крупных терактов.
Есть и популярные среди туристов страны, низкие показатели которых не связаны с террором. Это, в частности, Мексика, где традиционно крайне высок уровень уличной и организованной преступности.
В аэропорт — как на допрос
Эксперты WEF отмечают, что в ближайшее десятилетие именно безопасность отдыхающих (а вовсе не комфорт) станут главным трендом в туристическом бизнесе планеты. Это связано с волной терактов, прокатившихся по европейским столицам с 2015 года.
Примерно то же самое мир пережил после терактов 11 сентября 2001 года: за десять лет аэропорты и авиакомпании по всей планете на внедрение дополнительных мер безопасности потратили $ 7,5 млрд.
Сегодня, по мнению авторов доклада, «моду» задают уже не навороченные металлоискатели и кинологи с собаками, а цифровые технологии идентификации (в первую очередь биометрической, например, на основе отпечатков пальцев).
Именно так работает система TSA PreCheck, запущенная в 2011 году Администрацией транспортной безопасности США. Пассажир, предоставивший о себе максимально полные сведения (в том числе отпечатки пальцев и биометрическое фото), проходят досмотр в аэропорту и регистрируется на рейс быстрее других, без очереди.
Похожим образом действует и другая система, GOES, которая облегчает прилет в США «надежных» путешественников: они должны быть гражданами «избранных» стран и заранее пройти собеседование для сбора полного досье.
Такие цифровые технологии в конечном итоге делают границы между странами более прозрачными — но, конечно, не для террористов. При этом, отмечают эксперты WEF, в континентальной Европе сегодня идут совсем по иному пути: меры безопасности они усиливают, ограничивая свободу передвижения. Фактически, под сомнение поставлено само существование Шенгенской зоны — главного достижения евроинтеграции за последние двадцать лет.
Ну а какими будут перспективы «туристской» безопасности в России? Этот вопрос «Свободная пресса» задала нашим экспертам.
Программный директор по Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская:
— В курортных регионах России серьезного повышения террористических рисков я не предвижу. Новые теракты исключить нельзя, но, скорее, они возможны в больших городах. Хотя отдельные нападения на туристов на Северном Кавказе (особенно в южном Дагестане) могут произойти в любой момент. Но ведь такая угроза существовала все последние годы, и сейчас она в значительной степени минимизирована. Так что есть все основания ожидать, что туристический сезон в России пройдет спокойно.
Эксперт Института национальной стратегии и главный редактор научного журнала «Мусульманский мир» Раису Сулейманов:
— Полагаю, что в России будут копировать все новшества системы безопасности, которые имеются за рубежом, с тем, чтобы потом внедрять их в нашей стране. Все чаще за образец берется опыт Израиля по мерам контроля и досмотра в главном его международном аэропорту (в Тель-Авиве), поскольку еврейское государство имеет эффективный опыт противодействия терроризму.
Сегодня даже на внутренних рейсах в России уже давно ведется достаточно тщательный досмотр: например, недавно я летел из Санкт-Петербурга в Казань, и в аэропорту Пулково всех пассажиров при досмотре попросили открыть чемоданы, достать ноутбуки, включить их и показать, что они работают — то есть это не муляжи каких-то взрывчатых устройств.
— В то же время, Раис, когда такие же жесткие меры безопасности начали внедрять на играх Кубка Конфедераций, это вызвало непонимание и неприятие многих болельщиков: дескать, а в Европе совсем не так все жестко.
— Но ведь даже ваше издание рассказывало, что сторонники ИГИЛ* якобы изобрели самодельное взрывное устройство, внешне напоминающее то ли планшет, то ли ноутбук. Отсюда и такая дотошность.
Конечно, такие непривычно жесткие меры создают даже в аэропорту определенные неудобства при прохождении через металлоискатель и сканер багажа. Ведь многие возят с собой ноутбуки в чемодане или рюкзаке, и всем приходится послушно доставать их, включать, показывать охраннику, что они действующие. Но эти трудности можно перетерпеть — безопасность дороже!
— На ваш взгляд, усиление мер безопасности коснется только перевозок грузов через транспортные узлы?
— Конечно, нет! Допускаю, что будут более тщательно относиться к провозимой религиозной литературе. Объективно на это мало смотрят: багаж проходит через сканер, который показывает, что в чемодане есть книга или несколько книг. А вот что это литература, к этому вопросу внимания мало.
Теперь, вероятно, будут высматривать, нет ли какой-то экстремистской книги. Хотя вряд ли, наметивший совершить в самолете или в аэропорту теракт, понесет с собой книгу ваххабитского проповедника. Обычно они стараются не привлекать внимания. Но тут вопрос о том, кто именно въезжает в страну.
* «Исламское государство» (ИГИЛ) — террористическая группировка, деятельность которой на территории России запрещена решением Верховного суда РФ от 29.12.2014.
Фото ТАСС