Администрация президента США объявила, что сирийское правительство Башара Асада готовит новую химическую атаку. «Соединенные Штаты видят потенциальные приготовления к другому нападению с применением химического оружия режимом Асада, которое может привести к массовой гибели мирных жителей, включая невинных детей. Действия подобны тем, что проводились перед атакой с применением химического оружия 4 апреля 2017 года», — говорится в сообщении.
В нем, кроме того, содержится угроза ответных мер в отношении сирийского правительства. «Как мы ранее заявляли, США находятся в Сирии, чтобы устранить «Исламское государство»*. Однако если Асад предпримет другое нападение, используя химическое оружие, результатом которого будут массовые убийства, он и его вооруженные силы заплатят высокую цену», — подчеркивается в документе.
На деле, подобное заявление можно расценивать, как информационную подготовку к масштабной провокации, которая уже имела место в провинции Идлиб. Напомним, 4 апреля Сирийский центр мониторинга по правам человека сообщил, что по городу Хан-Шейхун, который находился под контролем группировки «Джебхат Фатх аш-Шам» (ранее известна как «Джебхат ан-Нусра» **) был нанесен химический удар с воздуха. Как утверждала организация, жертвами атаки стали 58 человек, включая 11 детей — они умирали от удушья, как это бывает при использовании отравляющих газов. Несмотря на то, что достоверность сообщений Сирийского центра мониторинга неоднократно подвергалась сомнению из-за того, что ей руководит обычный сирийский мигрант, живущий в Лондоне, информация вызвала широкий международный резонанс.
Правительственные войска Сирии заявили о своей непричастности к химатаке. Тем не менее, президент США Дональд Трамп распорядился нанести «удар возмездия». В ночь на 7 апреля с двух кораблей ВМС США в Средиземном море — эсминцев Porter и Ross — были выпущены 59 крылатых ракет «Томагавк» по сирийскому аэродрому Шайрат в провинции Хомс. Москва назвала авиаудар «актом агрессии», приостановив действие подписанного с США меморандума о предотвращении инцидентов в Сирии.
Как писала тогда The New York Times, в зоне нанесения ударов не было российских самолетов, и крылатые ракеты США не были нацелены на военные объекты России. Кроме того, Пентагон заранее проинформировал российских военных по установленному каналу связи о готовящейся атаке в Сирии.
Однако на этот раз все может быть по-другому. Не исключено, что в ходе нового удара по войскам Асада под прицелом окажутся и российские средства ПВО, и авиация. Возможно, Белый дом намеренно ждет, что Россия ответит, чтобы спровоцировать локальный конфликт между РФ и США. Это позволит Трампу полностью решить свои внутриполитические проблемы, и преодолеть политический кризис, который в перспективе грозит ему импичментом.
Что стоит за угрозами Белого дома, как теперь будут развиваться события вокруг Сирии?
— Вне всякого сомнения, США используют провокации для прикрытия, в том числе информационного, собственных действий в Сирии, — считает директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов. — Причем, нет смысла говорить о каком-то абстрактном ответном ударе по войскам Асада. Удар будет нанесен по вполне конкретному району.
Надо понимать, что Сирия сегодня фактически поделена на зоны влияния, и важную роль в этом разделении играют зоны деэскалации. Напомню, что границы двух из четырех зон уже определены. По неофициальным данным, Турция заинтересована в контроле над северной зоной — районом Идлиба, но там пока нет договоренностей по границам. Вторая и третья зоны деэскалации определены, и будут включать Восточную Гуту, а также небольшую территорию возле Хомса. Четвертая зона пока определяется, но она стоит особняком, так как там задействованы Иордания и Израиль, и в этом районе очень сложно определить границы.
Сегодня, задним числом, в целом понятно, почему 7 апреля американцы ударили именно по Идлибу. Под предлогом якобы сирийской химической атаки, я считаю, они осуществили мероприятия военно-технического характера, направленные на укрепление своих позиций в этом районе. Именно это, на мой взгляд, объясняет низкую эффективность американского удара, в ходе которого были поражены второстепенные по значимости цели.
Сейчас предполагаемое место удара США тоже, скорее всего, можно вычислить. В этом месте совершенно точно изменился баланс сил, и там американцев — или их союзников в Сирии — потеснили. Снова обвинив Асада в химической атаке, США нанесут удар, который баланс сил восстановит.
— Почему США считают, что вообще вправе применять силу?
— По мнению Вашингтона, силу в Сирии следует применять, когда оппоненты переходят «красные линии», которые сами США и установили. По сути, американцы в ряде районов Сирии в одностороннем порядке установили линии разграничения, при нарушении которых они готовы открывать огонь. Но другие игроки в регионе — Иран и сирийские правительственные войска — эти линии не признают. Такая грубая политика Вашингтона и порождает конфликтность.
Чтобы оправдать себя, американцы выдумывают различные прикрытия. Сегодня они обвиняют Асада в химической атаке, завтра обвинят еще в каких-то преступлениях. Это их метод.
— Какими будут последствия, если США, в ходе удара по войскам Асада, заденут российских военных?
— Весьма тяжелыми, хотя я этот вариант исключаю. Мы, правда, заявляем, что меморандум с США о предотвращении инцидентов в Сирии уже не работает, но де-факто контакты между российскими и американскими военными в Сирии по-прежнему существуют. Об этом свидетельствуют данные американской стороны.
Скорее всего, на этот раз Штаты нанесут удар по «Хезболле», или иранским формированиям, или частям сирийской правительственной армии. Но нас они, я думаю, заранее об этом предупредят — как и перед ракетным ударом 7 апреля.
* «Исламское государство» (ИГИЛ, ИГ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, его деятельность на территории России запрещена.
** Группировка «Джебхат ан-Нусра» решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото ТАСС