Великобритания в эти дни захлебывается радостью и гордостью от того, что ВМФ страны пополнился крупнейшим кораблем за всю историю английского морского флота. Но, как оказалось, особых поводов для праздных настроений быть не может в принципе, поскольку стало известно о главной уязвимости флагмана британского флота.
А как Туманный Альбион заискивал перед Россией, демонстрируя новинку. На самом деле, англичане втайне надеются, что русские во время первого плавания «Королевы Елизаветы» (так называется эсминец) по Северному морю будут активно следить за авианосцем. Но надо ли России это делать, если можно нажать всего лишь на одно больное место корабля?
Предполагаю, что сейчас все ваши мысли устремились в сторону глобальных ошибок при проектировании эсминца или куда-нибудь в эту степь. Но все оказалось гораздо прозаичнее — эту громадину можно мгновенно нейтрализовать с помощью… обычной кибератаки. Вы только вдумайтесь в этот абсурд: абсолютно все системы авианосца стоимостью в 3,5 млрд фунтов стерлингов работают под управлением Windows XP 2001 года.
Что можно после этого сказать? Сушите весла, уважаемые…
Британцы хотят вывернуться из этой ситуации следующим образом — рядом с авианосцем будет постоянно находиться чуть ли не эскадра кораблей, подавляющих любые внешние кибервмешательства. Впрочем, британские системы РЭБ вряд ли превзойдут российские, учитывая, что у Туманного Альбиона огромные проблемы с обеспечением кибербезопасности собственных военных объектов и единиц, да и вообще в сфере радиолокационной борьбы в принципе.
Впрочем, история с «Королевой Елизаветой» далеко не первая. Буквально чуть больше месяца назад была новость о том, что атомные подводные лодки Туманного Альбиона также могут быть взломаны хакерами, причем, безо всяких проблем. Представляете, что будет, если на одной из таких подлодок будет серьезное ракетное вооружение? А хакерами могут оказаться и террористы.
Стоит сказать, что Лондон слишком рано откупорил шампанское по поводу нового приобретения ВМФ страны. Построить и спустить на воду огромную «баржу» (которая дорожала от года к году в ходе строительства) является половиной дела. Самолетов у Великобритании к авианосцу пока нет, поскольку поставка согласованных под проект QE (Queen Elizabeth) тридцати шести американских истребителей F-35 пока не состоялась в виду постоянного удорожания суммы контракта.
После того, как самолеты построят и привезут, надо научиться на них садиться и взлетать с палубы авианосца, верно? Посмотрим, сколько истребителей еще будет «утилизировано» в ходе учений. Не говоря уже о том, чтобы испытать «Королеву Елизавету» как надо: к примеру, осуществить посадку самолета в сложных погодных условиях.
Антон Орловский,
специально для Правда-ТВ