5 июля венгерские СМИ сообщили, что власти страны заключили соглашение с российским «Газпромом» о продлении газопровода «Турецкий поток» до Венгрии. О подписании документа агентству MTI сообщил министр внешнеэкономических связей и иностранных дел Венгрии Петер Сийярто.
Ожидается, что Венгрия будет подключена к трубе уже в конце 2019 года. Сам же газопроводный маршрут пройдет через территорию Болгарии и Сербии. Стороны посчитали, что это более реалистичный коридор, чем через Хорватию или Румынию.
В прошлом году экспорт российского газа в Венгрию составил 5,7 млрд. кубометров. Продление газопровода поможет увеличить эти объемы еще на 30%.
В «Газпроме», впрочем, громких заявлений делать не стали. В пресс-релизе компании сообщается, что в ходе встречи главы компании Алексея Миллера и Сийярто стороны обсудили вопросы поставок газа в Венгрию, его хранения на территории республики и транзита в третьи страны. Также была подписана дорожная карта, которая должна помочь в развитии газотранспортной системы Венгрии. Возможно, именно в этом документе говорится о продлении «Турецкого потока».
Сдержанность российской компании понятна. Достаточно вспомнить, как в конце 2014 был «похоронен» проект «Южный поток», который предусматривал строительство газопровода по морю в Южную Европу. Тогда стройка была сорвана из-за позиции Болгарии, которая не дала разрешения на прокладку трубы по своей территории. Президент РФ Владимир Путин говорил о том, что Москву удивила «беззубая позиция болгарского руководства, которое по непонятно каким соображениям пренебрегло национальными интересами».
Впрочем, соображения у болгар были не такие уж непонятные. И объяснялись, прежде всего, сильнейшим давлением со стороны США. После срыва проекта и появления «Турецкого потока» как его альтернативы, в Софии снова заговорили о том, что заинтересованы в прокладке трубы по своей территории. Болгарские власти также выражали обеспокоенность из-за того, что их страна может превратиться из транзитера газа в простого потребителя.
Газопровод «Турецкий поток» должен состоять из двух веток, каждая мощностью 15,75 млрд. кубометров газа в год. Одна из них предназначена для Турции, а вторая — для Европы. Строительство последней станет возможным только после переговоров с европейскими потребителями. Эти переговоры, как видим, проходят довольно активно.
Но нет никаких гарантий, что София снова не пойдет на попятную под нажимом США или Брюсселя. А ведь предполагаемый маршрут в Венгрию должен пройти и через Болгарию. Сенат США в прошлом месяцев одобрил новый пакет санкций, который включает и меры против газопровода «Северный поток-2». В документе также сказано, что Вашингтон продолжит противостоять этому проекту, так как считает его вредным для газовой безопасности Европы. Хотя законопроект еще не принят Палатой представителей и не подписан президентом, сам факт его появления очень красноречив. Можно не сомневаться, что и продление «Турецкого потока» для Европы вызовет не лучшую реакцию в Вашингтоне.
Недовольство эти новости наверняка вызовут и на Украине. В начале июля замминистра энергетики «незалежной» Нататья Бойко рассказывала о том, что в Киеве строят планы на случай потери транзита через свою территорию. Эксперты, впрочем, сочли их неубедительными и отметили, что в этом случае единственным выходом для Украины будет консервация мощностей.
Но если изначально в «Газпроме» планировали, что к 2020 году, а именно тогда истекает транзитный контракт с Украиной, через ее территорию будет проходить 10−15 млрд. кубометров газа, а не 80−90 млрд., как сейчас, то с продлением «Турецкого потока» до Венгрии этот объем может еще снизиться.
Кстати, не случайно именно Венгрия первой объявила об успешных переговорах по продлению «Турецкого потока». Премьер-министр Виктор Орбан известен, как «плохой мальчик» Европы, который неоднократно высказывался против антироссийских санкций (что, впрочем, не мешало ему голосовать за них). В отношении Украины у Венгрии есть претензии по Закарпатью, где проживает большое число этнических венгров. Газопровод может стать еще одним рычагом давления на Киев. Если, конечно, он вообще будет построен.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, который во время общения с «СП» находился в Венгрии на конференции по энергетике, не исключил, что несмотря на трудности, «Газпром» может обсуждать с Европой не только продление «Турецкого», но и реанимацию «Южного потока».
— Венгрии очень выгодны любые газопроводные проекты. Здесь прекрасно понимают, что нынешний статус-кво, когда через Украину прокачивают большие объемы газа, частично транспортируют через Венгрию в Австрию, где происходит передача прав собственности от «Газпрома» европейским потребителям, сохраняться не может.
Буквально вчера вышло большое интервью главы венгерского МИД Петера Сийярто, в котором он прямо говорит, что они воспринимают нынешний маршрут через Украин как ненадежный. Дело не только в политике. Никто не вкладывал средства в модернизацию украинской газотранспортной системы. Поэтому лет через пять там возникнут серьезные технические проблемы. Для того чтобы продолжать перекачивать через ее территорию большие объемы газа, нужно вложиться в ГТС, а делать этого никто не хочет.
Россия в украинскую трубу вкладывать деньги не будет. Особенно если ради Украины нам перекроют обходные газопроводы. Это точно не прибавит Москве желания модернизировать украинскую ГТС. А для этого нужно порядка 10 миллиардов долларов. Пока решится вопрос с финансированием, могут возникнуть такие технические проблемы, которые просто не позволят и дальше прокачивать газ.
Думаю, американская стратегия и новые санкции, которые они хотят принять против обходных газопроводов, нацелена именно на это. США хотят не удержать транзит на украинском маршруте, а вообще убрать российский газ с европейского рынка.
— Для чего им это нужно?
— Для того чтобы выросли цены на газ. И чтобы поставлять американский сжиженный газ в Европу стало рентабельно.
Думаю, Венгрия осознает весь комплекс проблем. Сегодняшние переговоры между «Газпромом» и венгерскими партнерами показывают, что в Будапеште понимают желание России построить обходные газопроводы и при этом сами хотят остаться транзитерами и получать газ по оптимальному маршруту.
Фактически возрождается проект южного обходного пути. Причем, не исключаю, что венгры хотят получать газ именно по маршруту отменного «Южного потока». Несмотря на все разговоры о том, что к нему нет возврата. Но когда Владимир Путин говорил об этом, он использовал довольно специфические формулировки. Его можно понять так, что этот проект никогда больше не будет называться «Южный поток». Но никто не мешает перезапустить его под названием «Черноморский», «Венгерский» или «Сербский поток». Важно, что множество сторон заинтересованы в том, чтобы маршрут пролегал именно по старому плану: приход в Болгарию, оттуда в Сербию, Венгрию и до австрийских газовых хабов.
Принципиальный момент в том, что в «Южном потоке» через Венгрию транзитом проходили бы достаточно большие объемы газа — порядка 50 миллиардов кубов. При нынешних раскладах будет проходить только 15,75 млрд. — именно такова заявленная мощность одной ветки «Турецкого потока». Но, думаю, дискуссии продлятся до самого 2018 года.
— То есть речь идет о том, чтобы не тянуть эту вторую ветку от Турции, а возродить в каком-то виде «Южный поток», чтобы газопровод шел по дну Черного моря непосредственно в Болгарию?
— Похоже на то. Европа не хочет попасть в зависимость от такого неоднозначного транзитера, как Турция, с которой у европейцев сейчас не лучшие отношения. Наши отношения с Анкарой тоже далеко не всегда безоблачны. Поэтому и мы не хотели бы излишне зависеть от турков в вопросах транзита газа в Европу.
Когда американцы начали обсуждать новый пакет санкций против российских газопроводов, дискуссия пошла довольно быстро. Сразу же проявились реальные тенденции. Австрийская энергетическая компания OMV объявила, что идет обсуждение возрождения «Южного потока». Думаю, обсуждение этого вопроса на самом деле шло довольно давно, просто сейчас они открыли карты.
Пока весь газ, который может пойти по этому маршруту, будет оставаться в заинтересованных странах, а не идти дальше. Болгария потребляет 3 млрд. кубов, Сербия — 1,75, млрд. Дальше возможно ответвление на запад, в Хорватию или даже до Греции, которая потребляет около 3 млрд. кубов. Сама Венгрия сейчас импортирует 5,5 млрд. кубов и планирует увеличить этот объем до 8 млрд. Вот все эти 15,75 млрд, которые могут пройти по второй ветке «Турецкого потока». В Австрию транзитом через Венгрию пойдет не более 5 миллиардов. Но Венгрию устраивает и это, потому что сами получают стабильный маршрут газоснабжения. Украинский транзит, повторю, они считают очень ненадежным.
— От чего зависит, будут ли реализованы планы по строительству второй ветки «Турецкого» или даже «Южного потока»?
— Время еще есть, переговоры могут продолжаться полгода-год, если мы хотим запустить вторую нитку до 2020 года, когда истекает транзитный контракт с Украиной. Фактически мы ставим Европу перед выбором: если вы не хотите давать нам гарантии и строить газопровод, пожалуйста, у нас есть соглашение с Турцией. Где написано, что вторая нитка пойдет на территорию Греции. Понятно, что из Греции тянуть газопровод до Венгрии не слишком целесообразно. Скорее, оттуда трубу логичней тянуть уже до Италии.
Россия дает Европе понять: если вы хотите попасть в зависимость от Турции — это ваше дело. Естественно, Сербия и Венгрия заинтересованы в газопроводе через свою территорию. Но это нужно и Австрии, в которую может прийти труба. Именно поэтому Австрия сегодня является одним из главных лоббистом этого маршрута.
Но все будет зависеть от того, примут ли американцы новые санкции и будут ли европейцы следовать им себе в ущерб. Определяющей также окажется позиция Брюсселя. Потому что Москва соглашается прокладывать газопровод через Болгарию только если будут гарантии наднационального органа — Европейского Союза, что не повторится история с «Южным потоком» и никто не свернет проект на полпути.
Фото ТАСС