10 июля местные СМИ сообщили об очередном скандале в Литве с «советской» подоплекой. На этот раз источником угрозы национальной безопасности и оскорбления национальных чувств истинных литовцев стали не русские танки, ракеты или воинские контингенты, а … упаковки с мороженым.
Точнее, обозначенное на них название сладкого продукта: «Советский пломбир». Выявил эту страшную угрозу независимости своей родины в магазине деревеньки Девянишкес гражданский активист и истинный патриот Гиедрюс Друктяйнис. Он и поднял шум на своей странице в Facebook в день празднования государственности Литвы 6 июля.
Как показало недолгое расследование, неуместный товар произвели не засланные в Литву агенты Кремля, а свои — литовская компания Art Glacio. Вяло отругиваясь от патриотов, представители этой фирмы разъяснили, что вообще-то мороженое должно было пойти не в литовское село, а на экспорт, в связи с чем злокозненное название придумали не они, а заказчик. Но по прошествии какого-то времени производители свою вину перед родиной все же признали, попытавшись, правда, смягчить ее тем, что заказов сейчас, дескать, мало, так что швыряться ими не резон.
Применят ли к проштрафившимся мороженщикам положенное законом наказание за демонстрацию советской символики — штраф до 289 евро — покажет время. Пока же эту комическую ситуацию вместе с ее отнюдь не комическими корнями «МК» прокомментировал политолог Сергей Марков:
«Прежде всего, это — не ненависть к советскому строю или к советским временам, а форма открытой русофобии. При этом примечательно, что Литва — гораздо менее склонна к русофобии, чем их соседи прибалты. Но она находится под серьезным влиянием Польши, Латвии и Эстонии, где эти тенденции крайне сильны. Да и для Евросоюза сейчас это — общая тенденция».
Он подчеркнул, что нынешняя элита прибалтийских государств — трех бывших республик СССР и Польши — сделала ставку на русофобию, превратив ее в официальную идеологию. «А борьба в этих странах со всем советским — лишь форма этой русофобии, сплошь и рядом проистекающей, к слову сказать, из интеллектуальной недоразвитости. Ведь проще всего обвинить в своих проблемах какого-то врага, как, например, это сделали германские нацисты по отношению к евреям. Просто сейчас в Европе место негров и евреев заняли русские», — считает наш собеседник.
Ксенофобия, и в частности антисемитизм, вообще характерна для этой четверки прибалтийских стран, констатировал политолог: «Именно в Литве, Латвии, Эстонии и Польше до сих пор антисемитизм, хоть и не признаваемый открыто, очень силен. Другое дело, что после холокоста там практически не осталось евреев, и про эти страны говорят, что антисемитизм там есть, а евреев — нет».
Россия со своей стороны, разумеется, должна противостоять русофобии, уверен Марков: «Так, например, все, кто голосовали за запрет всего советского должны быть объявлены невъездными в нашу страну, а сам принцип этой борьбы признан ксенофобским. Можно ввести санкции против политиков, продвигающих русофобские принципы в своих странах. А экономические санкции против этих государств уже вполне реализуются».
Фото MK