Премьер Владимир Гройсман в очередной раз анонсировал продажи с молотка заводов-пароходов и других активов, остающихся в руках государства на Украине. Приватизация пройдет не просто, а с очередным подвывертом – по нормам английского права.
К чему, спрашивается, подобная «инновация»? Что за спешка?
Несмотря на бравурные марши и бодрые рапорты, доносящиеся из Кабмина, в стиле «жить становится лучше, жить становится веселей», украинская экономика дышит на ладан.
Показатели незначительного роста экономики, продолжающегося уже несколько месяцев, наблюдатели связывают не с системными преобразованиями и реформами, а с удачно складывающейся конъюнктурой на валютном рынке, позволяющей Нацбанку пополнять запас наличных долларов. Беда в том, что эта самая конъюнктура – дама ненадёжная, и валютные приливы рано или поздно сменяются отливами. В реальном секторе экономики мало что работает и даёт прибыль, так что Украина плотно насажена на кредитную иглу МВФ.
Именно с кредитами МВФ как раз и произошёл главный затык. Как известно, уже в январе должен был вступить в силу закон «земля в обмен на кредиты». Сельскохозяйственные земли Украины открывались для купли-продажи иностранными компаниями и частными лицами, а взамен Киев должен был получить от МВФ пятый транш в размере $1.9 млрд.
Гладко было на бумаге. Закон о купле-продаже земли иностранцами в Раде так и не был принят стараниями влиятельного аграрного лобби. И не потому, что лоббисты такие уж патриоты родной земли и жить без неё не могут. Причиной провала «земельной реформы» стали лоббистские усилия крупных земельных арендаторов Украины, для которых отмена моратория будет означать неизбежный рост расходов на аренду, а то и вовсе необходимость выкупа тысяч гектар с использованием сложных схем. Проще убедить Порошенко согласованным с МВФ решением задвинуть земельный вопрос в долгий ящик.
Схватка за землю предстоит нешуточная, поскольку Тимошенко с соратниками поставила своей задачей собрать 10 миллионов подписей для вынесения земельного вопроса на референдум вопреки запрету ЦИК и обещает в случае отмены моратория на продажу земель масштабными акциями и «раскачкой лодки». Памятуя акции «Кучму геть!», баламутить и разжигать у Кицюли получается лучше всего остального.
Порошенко, заскочивший в Вашингтон немного посидеть рядом с Трампом, встретился с Лагард и убедил главу МВФ отложить «земельную реформу» – опросы показывают, что более 60% населения Украины резко отрицательно относится продаже земли иностранному капиталу.
Короче, Порошенко, как некогда демократ Бурбулис, «оттягивает свой конец».
Таким образом, новый виток приватизации – своеобразный финт ушами Порошенко и Гройсмана, призванный смягчить непреклонность чиновников МВФ, а заодно срубить деньжат на распродаже казённого имущества.
Раньше порошенковцы не торопились делать приятное МВФ и откладывали приватизацию остатков госсобственности, на чём три года настаивал главный кредитор Украины. Если верить беглому украинскому олигарху Онищенко, лабазник Поршенко назначил своих людей контролировать прибыльные госпредприятия. Теперь, видимо, настал момент кинуть кость МВФ.
Приватизация по английскому праву – новая завлекалочка хунтят, призванная повысить доверие потенциальных инвесторов к процессу, поскольку за последние три года разнокалиберные куски собственности «отжимались» и меняли хозяев так часто, что рябило в глазах. Скажем, Одесский НПЗ был конфискован «революционной владой» в пользу государства у Курченко только потому, что олигарх входил в ближний круг семьи Януковича.
Непонятно одно: каким образом нормы английского права согласуются с внутренним законодательством Украины, встроены в новый закон о приватизации, и значит ли, что возможные судебные разбирательства покупателей госсобственности будут происходить в британской юрисдикции. Во всяком случае, ничего определённого нельзя сказать на этот счёт заранее, пока на Украине не пройдёт судебная реформа, дела с которой также обстоят очень непросто.
Итак, что же могут предложить гройсманята потенциальным покупателям, и много ли осталось в государственных руках той собственности? Минэкономразвития даёт ответ на этот вопрос. Всего определено 3.5 тысячи госпредприятий, разбитых на шесть групп: стратегические, важные для функционирования государства, под приватизацию, под концессии, а также «расположенные в Крыму и зоне «АТО» — их Киев по-прежнему считает своими, но «временно неподконтрольными».
Стратегических активов у Украины осталось немного, всего 15 предприятий. А именно.
Энергетика: «Нафтогаз Украины», «Энергоатом» (оператор АЭС) «Укргидроэнерго» (оператор ГЭС), Восточный ГОК (добыча урановой руды), «Укрэнерго» (оператор ОЭС Украины).
Инфраструктура: «Укрзализниця», Администрация морских портов Украины, «Укрпочта», «Укрхимтрансаммиак» (оператор украинской части аммиакопровода Тольятти – Одесса).
Авиапром: «Антонов», ХГАПП, «Завод 410» (ранее все они входили в концерн «Антонов»).
Ракетостроение: «Южмаш», КБ «Южное», «Хартрон» (АСУ в ракетно-космической технике).
На эти 15 активов приходится 69% оценочной стоимости госпредприятий – 1.175 трлн грн. Непосредственно на продажу определены 893 объекта суммарной оценочной стоимостью 189 млрд грн. ($7.27 млрд).
Наибольшей по численности оказалась группа неликвидов – 1255 объектов, находящихся в госсобственности, будут ликвидированы. Таким образом в Кабмине признают невозможность их продажи, оздоровления или модернизации. Дохозяйствовались.
После долгих колебаний пять портов решено было не продавать, а сдать в концессию: «Южный», «Ольвия», Херсонский, «Черноморск», Измаильский.
Фонд госимущества планирует выставить на продажу Одесский припортовый завод, областные энергетические компании Харькова, Запорожья, Николаева, Хмельницкого, Тернопольоблэнерго и Центрэнерго. В администрации Порошенко говорят, что в стратегических предприятиях заинтересованы местные бизнесмены и олигархи. Они, вероятнее всего, и станут новыми владельцами крупных заводов и фабрик. Новый проект закона о приватизации, разработанный Кабмином и вынесенный на обсуждение в Верховную Раду, невыразимо прекрасен, поскольку предусматривает отказ от экспертной оценки и определения цены объекта исключительно платежеспособным рыночным спросом. Иначе говоря, предприятия купят за ту цену, которую предложит покупатель.
Наблюдатели, правда, высказывают обоснованные сомнения, что кто-либо позарится на Одесский припортовый завод. Фонд госимущества уже несколько раз пытался выставить на продажу это крупнейшее предприятие химпрома, но тщетно. Покупателей отпугивал долг завода в $250 млн компании Ostchem Фирташа, не считая пени за поставки газа. Продажа легко может быть оспорена олигархом в суде, и вряд ли найдётся инвестор, готовый вляпаться в подобную авантюру.
Вокруг нового витка приватизации гройсманята подняли громкий галдёж. Дескать, новый закон с английскими особенностями стал строже предыдущего. В приватизации с порога отказано компаниям из офшоров или списка FATF. Компании, допущенные к приватизации, обязаны будут раскрывать конечных собственников и подтверждать законность средств. Драконовские требования выдвинуты к российскому бизнесу: свыше 10% российского капитала означает для компании запрет на участие в приватизации.
Приватизация ряда стратегических и важных объектов, по мнению некоторых наблюдателей, позволит Украине обойтись и без обещанного МВФ кредита. Пока. В этом и в следующем годах Украина вполне сможет обойтись и без него. А к 2019 году Украине предстоят такие выплаты по внешним долгам, что никакой транш уже не поможет: согласно прогнозам,
в 2019 – 2020 годах на Украине возможен дефолт, в случае если долги Украины не будут реструктуризированы повторно или если на неё с небес не свалится экономический рост в размере 8%. До конца 2019 года Украине предстоит выплатить $12.8 млрд.
Что касается распродаж госимущества по нормам английского права, то сие означает, что порошенки-гройсманы закладывают под Украину бомбу на будущее. Временщики и компрадоры упорно лепят из государства Украина частную лавочку, в которой собственность отдана под внешнее управление или заложена в слепые трасты по образцу и подобию «Рошен».
Даже если на Украине нынешнюю воро-бандеровскую власть сменит власть народная, вернуть под государственный контроль распроданные по чужим законам стратегические и ключевые предприятия будет очень непросто. Подобные прецеденты известны.
Фото ПолитНавигатор
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня