Палата представителей Конгресса США утвердила проект оборонного бюджета (NDAA) на 2018 год в размере $ 696,5 миллиарда. Документ одобрили 344 конгрессмена, 81 высказался против. Документ отклоняет предложение Белого дома о закрытии лишних военных баз США, при этом предусматривает выделение средств на создание нового рода вооруженных сил — Космического корпуса (Space Corps), против чего ранее выступила администрация Дональда Трампа.
Точнее, Белый дом и ВВС согласны с необходимостью «реструктуризации космической обороны», но опасаются, что на данном этапе создание Космического корпуса осложнит работу Пентагона. В частности, министр обороны США Джеймс Мэттис и начальник штаба ВВС США генерал Дэвид Гольдфей высказались против этой инициативы, мотивируя тем, что она преждевременна и на данном этапе структура создаст «только путаницу». И хотя название лоббируемого нового рода Вооруженных сил звучит так, как будто американцы готовы отражать наступление дивизий космических пришельцев, структура ориентирована на «национальную безопасность» в области космоса и борьбу с Россией и Китаем.
В состав американских Вооруженных сил в настоящее время входят три вида ВС — Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морские и Морская пехота как род войск в составе ВМС. Соответственно, Космический корпус как род войск должен войти в состав ВВС, при этом возглавить его должен начальник штаба, равный по статусу начальнику штаба ВВС и входящий в Объединенный комитет начальников штабов. Он будет назначаться на шесть лет, и подотчетен министру ВВС. Согласно этому документу, новый род войск должен появиться уже к 1 января 2019 года.
Сторонники создания Космического корпуса утверждают, что военные не уделяют внимания космосу, поэтому новая структура заставит их изменить подход к проблеме, а именно — к электронным помехам и кибератакам, с которыми США сталкиваются уже давно. Американцы приводят примеры, которые в 2011 годы были озвучены в докладе Конгресса: по их данным, китайские хакеры организовали кибератаку на два правительственных спутника США в 2007 и 2008 годах, проникнув в систему управления аппаратами Landsat 7 и Terra (EOS AM-1) на наземной станции. Член Палаты представителей Джим Купер сравнил ситуацию с терактом 11 сентября и нападением на Перл-Харбор, мол, «мы были бы ослеплены, оглушены и бессильны, прежде чем узнали, что произошло».
Также сторонники нового рода войск считают, что Россия и Китай опережают Соединенные Штаты в космосе, проводя испытания, где демонстрируют свою способность уничтожать спутники как с помощью ракет с земли, так и специальными аппаратами в космосе.
Применительно к России в данном случае речь идет о противоракете для комплекса ПРО Москвы А-235, создающейся в рамках ОКР «Нудоль», об испытаниях которой неоднократно сообщали СМИ. Исходя из открытых данных, эти ракеты смогут работать по спутникам, в отличие от перехватчиков сменяемой системы ПРО Москвы А-135 (в свою очередь, предыдущая версия этой системы — А-35М также обладала возможностями для атаки спутников).
Что касается спутников, охотящихся за другими аппаратами, то об этом информации крайне мало, все сведения основываются только на западных источниках. Так, в июле 2015-го специализированный сайт Spacenews со ссылкой на официального представителя ВВС США, сообщил, что средства контроля космического пространства продолжают следить за маневрами на орбите российского военного спутника «Космос-2504», выведенного ранее на орбиту вместе с тремя спутниками связи «Гонец-М». По информации представителя Пентагона, спутник сделал, по меньшей мере, 11 маневров по сближению с разгонным блоком, который выводил его на орбиту. В Пентагоне решили, что «такая возможность маневрирования, пусть и необязательно, но говорит о том, что речь идет об антиспутниковом оружии». До этого американские военные также внимательно следили за аналогичным российским спутником «Космос-2499».
Руководитель Центра военно-политических исследований Института США и Канады РАН, профессор кафедры мировой политики Высшей школы экономики Владимир Батюк отмечает, что по вопросам принятия закона National Defense Authorization Act возникли серьезные противоречия не только между республиканцами и демократами, но среди республиканцев.
— Администрация Белого дома продолжает официально заявлять о необходимости укрепления мощи ВС США, но темпы, которыми республиканцы собираются это сделать, выглядят пугающими даже для команды Трампа. Согласно одобренному документу, на базовый бюджет Пентагона и ядерные программы будет выделено $ 621,5 миллиарда, а на боевые операции за рубежом — $ 75 миллиардов, хотя администрация Трампа просила законодателей выделить на нужды обороны $ 603 млрд (и еще $ 65 млрд на проведение военных операций за рубежом). Это серьезно выходит за рамки и может иметь последствия для сбалансированности американского бюджета, что и без того не лишено проблем.
Создание Космического корпуса выглядит как откровенный лоббизм отдельных избранников и такого рода вещи возможны только тогда, когда политические позиции Белого дома достаточно слабы. Это позволяет конгрессменам выбивать преференции для аэрокосмических корпораций, которым и нужно создание новой структуры со своими отдельными программами. В этом плане еще не факт, что инициативу нижней палаты парламента поддержит Сенат, да и администрация Трампа наверняка приложит усилия, чтобы заморозить идею с Комическим корпусом или направить ее в более конструктивное русло.
Заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин также считает идею с созданием Космического корпуса лоббизмом.
— До этого ВВС США справлялось со всеми озвучиваемыми задачами, и никакой необходимости в этой надстройке нет. У нас очевидный кризис космической отрасли, да и китайцы при всей их активности американцев нигде не обошли. Да, противоракеты могут сбивать спутники, но ни о каких серьезных боевых космических системах речи не идет.
Бывший руководитель Информационно-аналитического центра Минобороны России, заместитель директора Института США и Канады РАН генерал-майор в отставке Павел Золотарев напоминает, что еще в докладе «Комиссии Рамсфелда», опубликованном в январе 2001 года поднимался вопрос по совершенствованию управления военно-космической деятельностью США, в частности — о создании единых Космических сил (Space Forces).
— Идея была оставлена на «долгосрочную перспективу», но сам доклад послужил основой для выработки доктринальных документов по обеспечению безопасности в космосе. Сейчас реальность такова, что мы очень сильно зависим от группировок космических объектов, и в большей степени те, у кого они наиболее сильно развиты — это США, потом Россия и Китай. В этом смысле обеспокоенность США за безопасность в космосе логична и вполне объяснима. Но когда дело доходит до конкретных шагов, то тут часто берут вверх интересы бюрократии и лоббистских кругов.
Я напомню, что у нас космические объекты долгое время находились в ведении РВСН, потом для решения задач, связанных с космическими объектами было создано Центральное управление космических средств (ЦУКОС) РВСН, реорганизованное в Главное управление космических средств (ГУКОС) РВСН, а затем — в Управление начальника космических средств МО СССР. В 1992 году появились Военно-космические силы (ВКС), которые позже включили в состав РВСН. В 2001 году — Космические войска, а в период Сердюкова — Войска воздушно-космической обороны. В итоге в 2015 году мы снова пришли к самому оптимальному решению — объединить ВВС и ВКО с единым командованием в ВКС.
Американцы от структурных изменений всегда пытались воздерживаться, а все вопросы решать в рамках создаваемых командований. Только в 2002 году они объединили в структуру Стратегического командования стратегические ядерные силы, силы ПРО и космические силы.
Но сейчас, по всей видимости, политики пытаются продвинуть другое решение, что, конечно, приведет к росту бюрократического аппарата, поскольку новая структура сразу начинает создавать себя другие, включающие средства обеспечения и т. д. Я думаю, что там возобладает здравый смысл, и этот вопрос они решат в рамках командования.
— Создание нового командования не приведет к ускоренной милитаризации космоса?
— Понятно, что увеличение группировки от этого не зависит, можно будет решать только вопросы, связанные с безопасностью в космическом пространстве. И здесь самый актуальный вопрос — это, наоборот, отсутствие гонки и совместные действия. Пока никто не создает оружие для противостояния в космосе, однако для всех стран стоит острая проблема, связанная с угрозой безопасности объектов от космического мусора, а также — с увеличением количества аппаратов за счет их миниатюризации.
14 июля российская ракета «Союз-2.1а» вывела в космос спутник дистанционного зондирования Земли «Канопус-В-ИК» и еще 72 (!) малых аппарата. Все подобные объекты отслеживаются, и если им возникает какая-то угроза, то между США и Россией существует канал обмена информацией. Тем не менее, в космосе становится тесно, а на низких орбитах вообще опасная ситуация. В перспективе там может начаться цепная реакция от очередного столкновения объектов и увеличения количества осколков. И если идти по пути создания боевых средств, то в дальнейшем орбитальное пространство вокруг Земли может стать просто непригодным.
— У США, Россия и Китая, по всей видимости, есть противоракеты для уничтожения спутников на низких орбитах…
— Такие средства были и в период холодной войны. Возможность поражения спутников отрабатывается, но упор на это в реальности никто не делает. Скажем, если вы сбиваете ракетой аппарат, то сразу же увеличиваете количество осколков в космосе. Так, после поражения спутника китайской ракетой число осколков сразу же перевалило за 1,5 тысячи.
Гораздо проще выводить аппараты радиоэлектронной борьбы, которые, в свою очередь, выводят из строя спутники противника. Они остаются на орбите целыми и причину их неработоспособности тяжело установить. Но и здесь снова может возникнуть повод для спекуляций, так как подобные действия будут подрывать доверие между странами. Но проблема в том, что у нас космонавтика находится в глубоком кризисе, так же как и все космические программы. А американцы могут пойти на создание и выведение таких средств в космос.
Фото ТАСС