Американская газета The Washington Post со ссылкой на свои источники сообщила о том, что президент США Дональд Трамп свернул тайную программу ЦРУ по обучению «умеренных повстанцев» в Сирии, которые сражались с режимом Башара Асада.
Такое решение якобы принято для того, чтобы дать сигнал Владимиру Путину о том, что американская администрация действительно хочет улучшить отношения с Москвой. По состоянию на четверг, 20 июля, ЦРУ и Белый дом отказывались от комментариев по поводу публикации.
«Поэтапное прекращение секретной программы отражает заинтересованность Трампа в поиске путей работы с Россией, которая рассматривала антиасадскую программу как нападение на ее интересы», — заявил неназванный источник.
Кроме того, отказ от программы свидетельствует об укреплении позиции президента Сирии Башара Асада. Напомним, что не так давно президент Франции Эммануэль Макрон заявил, что Париж больше не требует немедленного отстранения Асада от власти. Негласно такую же позицию разделяют США и Турция.
Несмотря на то, что ряд аналитиков тут же заявили о «победе Путина в Сирии» и о попадании в «русскую ловушку», некоторые американские эксперты отнеслись к этой новости довольно позитивно. Дело в том, что программа ЦРУ по обучению повстанцев была начата в 2013 году администрацией Барака Обамы для оказания давления на Асада, но ее эффективность вызывала большие вопросы даже среди сторонников жестких мер в Сирии.
СМИ неоднократно сообщали о случаях, когда подготовленные в лагерях ЦРУ повстанцы переходили на сторону боевиков со всем вооружением и обмундированием или же просто дезертировали. Попытки отбить Ракку с помощью этих «умеренных повстанцев» также не увенчались успехом. В связи с этим призывы к тому, чтобы свернуть программу, раздавались еще во времена Обамы.
Да и сам Трамп во время предвыборной кампании высказывал большие сомнения в том, что нужно продолжать поддержку этих группировок. Когда во время одного из интервью журналист спросил миллиардера, знает ли он, что Россия бомбит тех, кого поддерживает Вашингтон, Трамп парировал: «Конечно. А почему мы их поддерживаем? Мы даже не знаем, кто эти люди. Я разговаривал с генералами, и они заявляли мне, что мы отдаем снаряжение, которое стоит миллиарды долларов, людям, о которых мы совершенно ничего не знаем. Они, возможно, даже хуже Асада. Асад не невинный младенец, он не хороший парень. Но кто те люди, которых мы поддерживаем?» Он добавил, что похожая история была в Ливии, и теперь США повторяет эти ошибки.
Такого же мнения придерживается и ряд экспертов. «Это победа Асада, Ирана и Путина, и все это должно было неизбежно случиться. Но это также победа для Америки: в этом случае я считаю, что Трамп проводит правильную политику. Попытка отодвинуть Россию в Сирии — это безумие, потому что Россия помогает преследовать „Аль-Каиду“ * и ДАИШ **. Стало ясно, что мятежники не победят, у США нет рычагов давления на Асада — и большая часть оружия попадает в руки экстремистов. Обама был на пути к принятию того же решения. Многие люди теперь будут искренне счастливы, если Асад сможет покорить остальную территорию ДАИШ», — заявил WP директор Центра исследований Ближнего Востока в университете Оклахомы Джошуа Ландис.
По мнению эксперта, администрация сделала выводы из прошлой политики на Ближнем Востоке, в результате которой выяснилось, что насильственное свержение режима вовсе не порождает желаемую демократию.
WP пишет, что Трамп принял решение отказаться от программы после встречи в Овальном кабинете с директором ЦРУ Майком Помпео и советником по национальной безопасности генералом Гербертом Макмастером, а также консультаций со старшими офицерами ЦРУ и специалистами по Сирии. Это произошло незадолго до встречи с Владимиром Путиным в Гамбурге. Правда, само это решение не было условием на переговорах с Москвой о прекращении огня в части Сирии.
Предполагается, что программа будет свернута в течение нескольких месяцев. Если это произойдет, участие США в Сирии сведется к воздушной кампании и поддержке курдских повстанческих сил. Но, по мнению экспертов WP, это таит и определенную опасность. США могут потерять способность блокировать другие государства, например, Турцию и страны Персидского залива, от перенаправления более сложных вооружений антиасадским повстанцам, включая более радикальные группы.
Впрочем теперь, когда информация о сворачивании программы оказалась в открытом доступе, эти планы могут оказаться под угрозой. Российскую тему уже давно называют «токсичной» для Трампа, и резкой критике подвергаются любые его действия в отношении Москвы, вплоть до «тайного» разговора с Владимиром Путиным во время публичного ужина на саммите «Большой двадцатки». Не исключено, что теперь Трампу придется снова предпринять радикальный шаг вроде бомбардировки сирийской базы, чтобы утихомирить своих критиков. Но на вопросе урегулирования в Сирии и выстраивания российско-американских отношений это отразится не лучшим образом.
Директор Исследовательского центра «Ближний Восток-Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасовсчитает, что это решение повышает шансы на урегулирование в Сирии.
— Ситуация в Вашингтоне очень изменчивая, поэтому прогнозировать ход событий сложно. Но новость о решении Трампа об отказе от «секретной» программы ЦРУ по подготовке повстанцев примечательна сама по себе. Она вписывается в контекст гамбургских договоренностей между Трампом и Владимиром Путиным о создании зоны деэскалации на юге Сирии. На днях появились сообщения о том, что в 5 километрах от границы с Израилем появляются российские подразделения, и это тоже укладывается в эту логику (СМИ сообщали о переброске подразделений российской армии в сирийский город Кунейтра, — прим. ред.)
Процесс, который мы видим сейчас, был начат еще в Иордании в результате закрытых договоренностей между российскими и американскими дипломатами. Главным мне кажется то, что на фоне всех сложностей и информационных битв между Россией и США выясняется, что договоренности, которых достигли лидеры государств, начинают выполняться. В отношениях Москвы и Вашингтона появляется элемент взаимного доверия. Это позитивное развитие событий.
Еще один момент в том, что если информация подтвердится, эти силы, «умеренные повстанцы», будут постепенно уходить с политической сцены в Сирии. Учитывая, что у нас с Турцией налаживается довольно серьезный диалог вплоть до продажи комплексов С-400, в этом треугольнике тоже появляется элемент доверия.
— Насколько серьезны эти намерения Вашингтона?
— Это в любом случае позитивная подвижка, которая будет работать в пользу политико-дипломатического урегулирования в Сирии. Появляется даже шанс сохранить территориальную целостность страны. Решение Трампа говорит о том, что американцы фактически признают режим Асада и начинают вести с ним диалог, хотя и опосредованный.
Диалог между США и Россией тоже идет, события развиваются в русле достигнутых договоренностей. Естественно, есть немало сил, которые попытаются сорвать этот процесс. Посмотрим, удастся ли им это. Пока настороженность вызывает не наша позиция, а именно то, насколько последовательными в своих действиях будут сами американцы.
Профессор Высшей школы экономики, американист Александр Домринсчитает, что Трампу будет не просто воплотить это решение в жизнь.
— Конечно, это большой вызов со стороны Трампа наследникам Обамы и Хиллари Клинтон. Несмотря на то, что они проиграли на выборах 8 ноября, эти люди до сих пор в значительной степени контролируют Конгресс. Забудьте о том, что большинство в Конгрессе у республиканцев. Это вовсе не те республиканцы, которые поддерживают Трампа. Эти «проигравшие» контролируют также спецслужбы и СМИ.
Поэтому не думаю, что у Трампа все получится. Но сам этот шаг — это напоминание избирателям Трампа, о чем он говорил во время президентской кампании, за которую его, собственно, и избрали. Избрал американский народ, а не «русские хакеры».
Напомню, что в прошлые месяцы мы видели не совсем понятное решение Трампа выпустить «Томагавки» по сирийской базе. Но это была уступка тем самым «клинтоноидам». Сейчас Трамп продолжает лавировать. И этот шаг — откровенный вызов тем, кто под прикрытием поддержки rebels, то есть повстанцев, делает все, чтобы использовать их против режима Асада.
— Есть ли у Трампа силы для того, чтобы претворить это решение в жизнь, особенно сейчас, когда об этом раструбили СМИ?
— Год назад очень немногие прогнозировали, что Трамп станет президентом, в том числе и наши эксперты, но ему это удалось. Сейчас Трамп играет в долгую. Пока он не сделал ничего, что могло бы подвести его под импичмент. В ноябре следующего года в США пройдут выборы в Конгресс. Между тем, сейчас формируется неформальная коалиция «Республиканцы за Трампа». Можно провести параллель с тем, как в свое время в Верховном Совете Александр Руцкой создал коалицию «Коммунисты за демократию», чем расколол КПРФ.
Нечто подобное происходит в США. Республиканцы, которым нужно переизбираться у себя в округах в ноябре 2018 года, начинают понимать, что раз избиратели проголосовали за Трампа, они его поддерживают. И вряд ли изберут тех, кто «мочит» их президента. Поэтому нужно больше поддерживать Трампа.
Но до этих выборов, скорее всего, кардинальных изменений в Америке не произойдет, как и кардинальных подвижек в сторону выполнения лозунгов избирательной кампании. Зато через год у Трампа появится шанс овладеть не только голосами, но и умами республиканцев, которые начнут поддерживать его инициативы. И тогда изменения в политике США будут возможны.
* «Аль-Каида» решением Верховного суда РФ от 14 февраля 2003 года была признана террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
** «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ) решением Верховного суда РФ от 29 декабря 2014 года было признано террористической организацией, ее деятельность на территории России запрещена.
Фото АР