Мария Захарова написала об усилившейся работе американских спецслужб с выходцами из России и их знакомыми, а также предсказала «сильнейшую политическую бурю». О том, что россияне находятся в фокусе деятельности американских спецслужб, стало известно уже давно. Но теперь внутриполитическая ситуация такова, что новая «охота на ведьм» уже не выглядит фантастикой.
Официальный представитель МИД России взорвала небольшую информационную бомбу, опубликовав пост в своем Facebook.
Согласно Марии Захаровой, американские спецслужбы резко активизировали работу с выходцами из России, живущими в США, и их знакомыми. По ее словам, «так было и раньше. Но не в таких масштабах».
А закончила свой пост российский дипломат весьма мрачным прогнозом: «думаю, готовится сильнейшая политическая буря».
Свидетельства того, что спецслужбы США резко усилили свое внимание к «русским», стали активно проявляться уже несколько лет назад. Дела россиян, которых фактически похищали в третьих странах, перевозили в Штаты и там осуждали, стали настолько распространенными, что уже даже не вызывают особого резонанса. Разве что имена Виктора Бута и Константина Ярошенко достаточно хорошо известны российской аудитории. А для российских программистов (или, как их называют в западных СМИ, «русских хакеров») перспектива оказаться в руках американских спецслужб во время отдыха за границей становится просто профессиональным риском.
Сообщение Захаровой дает новый повод задуматься и попытаться осмыслить происходящее.
С одной стороны, спецслужбы США действительно просто делают свою работу. Как отметила сама Захарова, подобные проверки-разговоры были всегда. Надо полагать, это часть профилактической работы по выявлению и предупреждению потенциально опасных для государства ситуаций и персон. Наверняка нечто подобное делают и российские спецслужбы.
Куда важнее резкая активизация данной деятельности, поскольку она свидетельствует о действительно неприятных тенденциях.
Уже не раз отмечалось, что американские СМИ и американская политика в настоящий момент «одержимы» темой России. В связи с этим возникает закономерный вопрос, что в данном случае причина, а что – следствие.
Спецслужбы действительно обнаружили резкое усиление антиамериканской деятельности со стороны России и, как следствие, усилили профилактическую работу, а за ними политики и СМИ начали раскручивать маховик русофобской истерии? Или же в основе лежат чисто политические мотивы, по которым тем или иным силам в США выгодна «русская» тема? Общество специально было ей взвинчено, а за всем этим подтянулись и спецслужбы, которые вынуждены следовать в русле актуальных общественно-политических тенденций и находить «черную кошку в темной комнате, даже если ее там нет».
Ситуация усугубляется тем, что общим местом по любым обвинениям в адрес Москвы стала формулировка «спецслужбы собрали все необходимые доказательства, но они секретны, поэтому мы их вам не покажем».
В результате возникает ряд новых весьма неприятных вопросов.
Главным из них является: до какой степени паранойи может дойти американское государство в своих подозрениях против выходцев из России?
В конце концов, история весьма убедительно демонстрирует, что Штаты, когда речь идет о национальной безопасности, в методах работы не церемонятся. Достаточно вспомнить интернирование всех американцев японского происхождения во время Второй мировой войны.
На аргумент «тогда была настоящая война» можно привести пример с маккартистской «охотой на ведьм», которая была развернута на пустом месте – как раз из-за раскрученного политиками и медиа страха перед «коммунистической угрозой» – и от которой пострадали тысячи невинных людей.
На довод «сейчас другие времена и такое невозможно» неизбежно возникает вопрос «невозможно – что?».
Для иллюстрации несоблюдения процессуальных норм в современных США достаточно указать на тюрьму в Гуантанамо. Что касается жестокости, агрессии и безосновательного применения насилия в Штатах, тут хватит ежегодных сотен жертв американской полиции, включая свежий вопиющий случай в Миннеаполисе. Ну а после пробирки Колина Пауэлла говорить о бескомпромиссной честности и профессионализме американских спецслужб и вовсе не приходится.
В результате в США выходцы из России (будь то эмигранты или россияне, работающие и живущие там, приезжающие туда отдыхать) оказываются в весьма неприятном положении заложников, причем – что самое неприятное – заложников не столько российско-американских отношений, сколько внутренней политики Штатов.
Антироссийская истерика в США и не думает стихать. Наоборот, она набирает все большие обороты. «Русские», как и в 1950–1960-е годы, становятся воплощением инфернального зла.
Отличие в том, что тогда и «русских» в Штатах было немного, и привязка была не национальная, а идеологическая – коммунистическая. Ныне эти «смягчающие факторы» отсутствуют. В США живут миллионы людей с российскими корнями, а американская пропаганда истерически раскручивает именно «русскую» угрозу.
Законы политической сценографии безжалостны: это «ружье» неминуемо «выстрелит».
Вопрос только в том, как много людей затронет неизбежная «охота на ведьм» и насколько тяжело они пострадают.
Впрочем, если судить по словам Марии Захаровой, Москва ожидает очень серьезного политического шторма внутри США, ну а «русские» в Штатах станут очевидной его жертвой.
Фото АР