Решение об индийской программе разработки «боевой машины пехоты будущего» (Futuristic Infantry Combat Vehicle, FICV) будет принято после июльского заседания Совета по вопросам обороны (высшего директивного органа военного ведомства по закупкам вооружений и оборудования).
Как отмечает издание The Financial Express, в случае положительного ответа, индийским военным предстоит выбрать головного подрядчика из трех местных компаний — Mahindra Group, TATA Motors и Reliance Defence, а также определиться с зарубежными партнерами — изготовителями оригинального комплексного оборудования (OEM — original equipment manufacturers). В качестве иностранных партнеров могут конкурировать американская корпорация General Dynamics, российские компании под эгидой Рособоронэкспорта и немецкая группа Rheinmetall.
Проект FICV предусматривает изготовление на территории Индии 2610 авиатранспортабельных БМП (гусеничных, но некоторая часть машин будет изготовлена в колесном варианте). Они предназначены для замены 1,4 тыс. устаревших БМП-1 и БМП-2 индийских Сухопутных войск. По проекту в расчет боевой машины должны входить три человека. Машина должна быть приспособлена для перевозки до восьми пехотинцев, а ее конструкция — обеспечить минимизацию потерь при подрывах на минах и самодельных взрывных устройствах.
Ранее сообщалось, что переговоры о создании БМП проведены с французскими, израильскими, корейскими, британскими компаниями. Стоимость проекта — от 7,5 млрд долларов, хотя в феврале 2017, когда СМИ сообщали о предстоящей встрече тогдашнего министра обороны Индии Манохара Паррикара со всеми заинтересованными в проекте FICV сторонами, называлась цифра в 15 млрд долларов.
Индийская программа разработки национальной «боевой машины пехоты будущего» имеет долгую и запутанную историю — она то перезапускалась, то снова замораживалась. Достаточно сказать, что изначально проект FICV, согласно сообщениям индийских СМИ, должен был быть закрытым для иностранного участия, однако индийские компании, подавшие заявки на конкурс, не стеснялись заключать партнерские соглашения с иностранцами. Mahindra Defence Systems с британской BAE Systems, Tata Motors — с Lockheed Martin и General Dynamics. Или — несмотря на то, что основная масса машин должна быть на гусеничном шасси, Tata Motors представляла проект машины WHAP на колесном. Причем США выразили согласие на передачу технологий для установки на нее противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) Javelin.
Как сообщал ресурс Defense News, в 2012 году Россия предлагала министерству обороны Индии вообще отказаться от реализации проекта в пользу закупки технологий, использованных в БМП-3. В декабре 2013 года стало известно, что правительство Индии решило все-таки не отказываться от FICV — соответствующее уведомление российская сторона получила 18 ноября 2013 года. Однако проект был приостановлен из-за того, что военное ведомство так и не смогло определить двух финалистов из участников конкурса. В 2015 году Минобороны Индии сделало уже второй запрос на предоставление информации (request for information, RFI) по программе, пригласив 10 индийских компаний представить свои ответы…
Каковы шансы России принять участие в индийском проекте создания перспективной бронемашины, если, конечно, он в очередной раз не будет заморожен?
— В случае реализации программы у России хорошие шансы, поскольку отечественный производитель может предложить новую ББМ (боевую бронированную машину) как на гусеничном, так и колесном шасси, — отмечает научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов. — Из разговоров с представителями ВПК, контактирующими с индийцами, можно сделать вывод, что Нью-Дели не проявляет интерес к закупке бронемашин, в частности БМП-3, а планирует наладить производство на своей территории. Причем ББМ должна быть создана в конструкторском бюро на территории Индии, а раз собственных конструкторских сил и средств у индийцев недостаточно, их промышленные группы сотрудничают с зарубежными, имеющими соответствующий опыт.
БМП-3, по мнению индийцев, уже старая машина (хотя ее шасси долго не стареет), а индийцы хотят взбодрить свою промышленность за счет новых технологий. Но создание современной БМП — сложное дело. Скажем, в России в реализации проекта новой БМП «Курганец-25» (помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин в июне 2015 в интервью СМИ рассказал, что Индия и Китай проявляют интерес к новой БМП на базе «Курганец-25» и танку «Армата — «СП») задействованы десятки предприятий. В Индии для этого придется создавать новые заводы.
Что касается конкуренции, то немецкие машины дороги, и они явно не будут дешевыми в индийском исполнении. БМП Puma — новая бронемашина, но стоит около 7 млн евро в немецком исполнении. Вряд ли индийцы смогут потянуть производство подобных машин даже в собственной сборке. Российский «Курганец-25» также довольно дорогая бронемашина. Кроме того, наша «слабая сторона» в том, что пока ни «Курганец-25», ни «Бумеранг» (колесная платформа) не приняты на вооружение. У американцев также хорошие шансы — их могут выбрать просто из-за политических соображений. Индийские компании уже активно сотрудничают с американцами в определении концепции БМП.
— У индийцев есть опыт сотрудничества с Россией в производстве танков Т-90С, ракет «BrahMos».
— Индийцы с немцами строили подводные лодки (ПЛ типа 209), с американцами у них как таковых производственных проектов не было, но, повторю, фирмы обеих стран активно сотрудничают, плюс американцы навязывают им свою технику вплоть до лицензионного производства самолетов F-16. Кстати, у Индии большой опыт взаимодействия с Францией, и не исключено, что французские фирмы типа Nexter также могут быть привлечены, хотя сейчас вроде бы об этом разговор не ведется.
— Реализация программы FICV то возобновляется, то вновь приостанавливается, хотя у индийцев устаревший парк БМП…
— Им хочется и новые самолеты, и подводные лодки, но денег на все не хватает. Несмотря на устаревшие БМП, это тема для них все-таки не приоритетная: понятно, что пока они создадут производство для бронемашин, пройдет еще несколько лет, да и весь парк в одночасье обновить не получится.
Замдиректора центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) Владимир Шварев также считает, что если программа создания перспективной БМП дойдет до стадии практической реализации, у России есть хорошие шансы участвовать в ней.
— Но программа пробуксовывает, причем уже довольно долго. Основная причина состоит в том, что Минобороны Индии никак не может сформулировать окончательные требования к бронемашине. Кроме того, 11 июля СМИ сообщили, что индийское военное ведомство в обход тендерных процедур намерено передать двум госпредприятиям Ordnance Factory Board и Bharat Electronics программу модернизации 693 боевых машин пехоты Sarath — версии советской БМП-2. Часть машин была поставлена из Союза, а около 1250 машин было собрано в Индии. Объем заказа модернизации оценивается в 371 млн долларов.
С одной стороны, это логичное решение в виду устаревшего парка БМП, с другой — модернизация, скорее всего, отодвинет проект перспективной машины как минимум на несколько лет.
Фото ТАСС