Палата представителей Конгресса США 419 голосами против трех одобрила законопроект, закрепляющий прежние и устанавливающий новые санкции против Ирана, КНДР и России.
Теперь этот документ должен быть утвержден Сенатом и президентом США, что, вне всякого сомнения, случится в ближайшее время. Республиканско-демократический консенсус по этому поводу достигнут, что следует из результатов голосования в нижней палате, а если Дональд Трамп наложит свое вето, оно все равно будет преодолено двумя третями голосов американских законодателей.
Действующий «хозяин Белого дома», весьма заинтересованный в одобрении бюджета на следующий финансовый год и нового «потолка» федерального долга, видимо, и так сделал все возможное в его нынешней ситуации, чтобы смягчить некоторые позиции законопроекта. В частности, «разрешенные» сроки кредитования российских нефтегазовых компаний сокращены с 90 до 60, а не до 30 дней, а запрет на поставку американских технологий и оборудования не будет иметь «обратной силы», распространяясь только на новые проекты и не затрагивая уже исполняемые.
Но это все — «вишенка на торте» и «мертвому припарки». В целом же можно сказать, что американские «элиты», после недолгих колебаний, решили продолжать тот же неоглобалистский курс, которым они шли последние полвека. Ведь если все было хорошо и они достигли «однополярного мира» Pax Americana, то какой смысл что-то менять?
Здесь невольно вспоминается известная оценка наполеоновской кампании 1812 года в России: «Череда блестящих побед, которая привела к непоправимой катастрофе». США, к сожалению или к счастью, повторяют этот «путь Наполеона».
Правда, не надо забывать о том, что главный приз по итогам Венского конгресса получила вовсе не Россия, сломившая военно-политическую мощь «императора всех французов», а Великобритания. Поэтому надо уже сейчас задуматься не только о том, чем ответить на новый акт американской агрессии против нашей страны, но и о том, чего мы хотим добиться в итоге данного конфликта.
Второе в данном случае не менее и даже намного более важно, чем первое. Но и первое нельзя забывать, чтобы не потерпеть поражения.
Угрозы и ответы
Замысел американских стратегов-«неоконсерваторов» вполне понятен и традиционен. Принятые ими санкции направлены прежде всего на то, чтобы заставить российскую «властно-собственническую вертикаль» капитулировать под угрозой конфискации ее зарубежных активов и уголовного преследования, включая не только самих VIP, но и весь их «ближний круг»: родственников, деловых партнеров, аффилированных представителей и т.д.
«Цель номер один» — это, несомненно, президентские выборы, которые должны состояться 18 марта 2018 года. И эта цель будет, по их мнению, достигнута в том случае, если главой российского государства окажется кто угодно, кроме Владимира Путина.
Осенью прошлого года я задал одному весьма информированному собеседнику вопрос: неужели за рубежом, фокусируясь на фигуре действующего российского президента, не понимают, что он — персонификация мощного блока различных сил, не желающих подчиняться диктатуре «коллективного Запада» во главе с США? На что последовал примерно такой ответ: «Да, казалось бы, это примитивное решение. Но, по сути, все сложнее. Люди и группы имеют разное влияние, интересы у них различаются. А курс государства является равнодействующей этих влияний и интересов. Если баланс нарушить — изменится и равнодействующая, начнется период неопределенности или нестабильности, который наши враги постараются использовать в своих целях. Не зря ведь Фиделя Кастро те же американцы пытались убить больше сотни раз».
Иными словами, Россию наши западные «партнеры» (опустим здесь слово «спарринг-») хотят «вывести из равновесия», сбить с ног и уже затем — заняться привычной для себя нехитрой потехой: грабежом и «расчлененкой» поверженного противника. И, конечно, Путин, который является признанным мастером восточных единоборств не только в спорте, но и в политике, для них во главе России абсолютно неприемлем. С деятелями типа Хрущева, Брежнева или Горбачева, не говоря уже о Ельцине, им «работать» было проще.
Понятно, что предсказывать и предугадывать комплекс ответных мер с российской стороны — не имеет смысла. Но, владея пакетом американских казначейских обязательств на сумму свыше 100 млрд долларов, обладая фактической монополией по целому ряду космических технологий (включая пилотируемые полеты на орбиту и работу МКС), обеспечивая — разными способами — работу примерно 30% европейской экономики, а также находясь в стратегическом союзе с крупнейшей экономикой мира, которая выходит далеко за государственные рамки КНР, у Москвы особых проблем с выбором оптимального варианта такого ответа быть не должно.
Куда нам плыть?
Тем не менее, как заметил еще Луций Анней Сенека, ни один ветер не будет попутным для того, кто не знает, куда ему плыть. И постановка цели во многом определяет набор методов ее достижения. С целями и средствами США все более-менее ясно. А вот какие цели ставит сегодня перед собой Россия?
С точки зрения системно-динамической, таких целей — реальных, а не фантастических — может быть всего две. Первая — это «глобальный треугольник» Китай–США–Россия. И вторая — это «континентальная ось» Пекин–Москва–Берлин. Если ориентироваться на первую, то действия России должны быть направлены на поддержку той части американских и транснациональных элит, которые обеспечили прошлогоднюю победу Трампа на президентских выборах в США. Это один сценарий действий, которого, в общем-то, и придерживалась наша внешняя политика, начиная с прошедшей 3 февраля 2016 года встречи российского президента с Генри Киссинджером. Но эту возможность американские конгрессмены своим решением практически полностью уничтожили.
Если же ориентироваться на вторую, то нам нужно будет добиваться всемерного ослабления США и развития отношений со «старой Европой», которая сейчас находится под прямой угрозой «ограбления по-американски».
Выбор, что и говорить, непростой, но его необходимо сделать в самое ближайшее время — возможно, в ходе очередной встречи Владимира Путина с товарищем Си Цзиньпином на сентябрьском саммите БРИКС в Сямэне, поскольку и в том, и в другом случае необходима тщательная координация российских и китайских интересов.
Фото ФАН