В среду Украина сделала блокаду ДНР и ЛНР тотальной, добавив к экономическому и торговому щиту еще и энергетический. Хотя Донецк и Луганск давно питают себя самостоятельно, решение Киева многие расценили как очередное доказательство желания Украины вытолкнуть из своего состава самопровозглашенные республики Донбасса. В этот день в «МК» прошел круглый стол, посвященный судьбе Минских соглашений. Российские и донецкие политики рассказали, что ждет регион в будущем.
Вот как сложившуюся ситуацию на Донбассе видят эксперты.
Денис ПУШИЛИН, полпред ДНР на переговорах в Минске:
«Вопреки попыткам Киева помешать развитию ДНР, в том числе, различным блокадам — от экономической до энергетической, за три года существования мы проделали серьезный путь. В отличие от лета 2014 года теперь мы являемся полностью сформировавшимся государством, пусть и не признанным. У нас полноценно работают законодательная, исполнительная и судебные ветви власти. Военные, уходя в увольнение, сдают свое оружие. Мы побороли продовольственный дефицит в той степени, в какой это возможно в текущих условиях. Теперь мы пытаемся перезапустить производства на украинских предприятиях, которые перешли к нам в результате полной блокады со стороны Украины. Надеюсь, мы справимся и с этим, поскольку у нас достаточно квалифицированных специалистов.
Будущее ДНР связано с Минскими соглашениями, но Украина не предпринимает никаких шагов по их выполнению. Большой вопрос, смогут ли США повлиять на Киев, чтобы эта ситуация изменилась. Изначально у нас были большие надежды на администрацию Дональда Трампа, но теперь мы понимаем, что позиция Вашингтона не изменилась. В частности, представитель США по вопросам Украины Курт Волкер сделал очень странные заявления о том, что у нас танков больше, чем во всей Европе. Мы готовы принять Волкера в ДНР, чтобы американцы получили объективную картину происходящего на Донбассе.
Донецк готов к любому развитию событий. Если будет война, мы победим. е будет ее, тем лучше — не будет жертв и разрушений, но конфликт затянется на годы. Поэтому мы трудимся над тем, чтобы наши люди могли ходить на работу, отправлять детей в детские сады и школы, получать медицинские услуги, словом, жить в ДНР полной жизнью. Наша цель — сделать Донецк привлекательным для украинцев, чтобы наши соотечественники хотели жить в ДНР, а не в Донецкой области. Тогда украинские власти изменят свой подход к Минским соглашениям. Это долгий путь, но только он является альтернативой войне»
Константин ЗАТУЛИН, глава Института стран СНГ, депутат Госдумы:
«ДНР и ЛНР возникали в пылу войны, поэтому сегодня они не могут считаться венцом творения. Например, большие вопросы вызывает наличие таможни между Донецком и Луганском. Вместе с тем, пока на Донбассе привыкали к мысли, что нужно будет жить в составе Украины, в Киеве все большую популярность набирала идея о том, что выполнять Минские соглашения ни в коем случае нельзя, так как все региональные элиты страны заинтересованы в избавлении от зависимости от столицы.
В связи с этим статус-кво на Донбассе будет сохраняться, а Россия должна продолжать оказывать свою поддержку населению, восставшему против не легитимных, с его точки зрения, властей. В том числе, Москва должна помочь миллиону украинских беженцев. Хорошо, что нам удалось принять поправки в закон о гражданстве, но с 1 сентября надо продолжить работу в этом направлении, несмотря ни на какие разговоры о санкциях. Опыт показывает, что своим вегетарианством мы никого не убедим.
Вместе с тем, с учетом территориальной близости Донецка и Луганска к России, у Москвы нет никакой необходимости признавать ДНР и ЛНР. Напротив, это только сузит ее дипломатические возможности. Потенциал трехсторонних отношений вполне позволяет сосуществовать без всякого официального признания. Мы должны делать то, что единственно возможно в текущей ситуации — практическими мерами поддерживать ДНР и ЛНР, которые не нужны Украине. Все остальное решит время. Тем же самым занимаются и другие государства: Япония проявляет терпение в отношении Южных Курил, Армения — в отношении Нагорного Карабаха, Турция — в отношении Северного Кипра и так далее. Мы видели, как распался Советский Союз, теперь на Украине ждут распада России. Можно мне надеяться, что и Украина не свободна от этого сценария?»
Денис ДЕНИСОВ, директор Института миротворческих инициатив и конфликтологии:
«Есть несколько вариантов развития событий вокруг Минских соглашений. Первый и наиболее вероятный — это сохранение статус-кво. На военном и дипломатическом фронтах ничего нового не происходит, политическая ситуация в Киеве, Донецке и Луганске стабильна и постепенно стороны выходят из экономического кризиса, каждый в меру своих сил. Второй вариант — это выход из Минских соглашений Украины. Для Киева эти соглашения неприемлемы, так как тогда он потеряет ряд рычагов влияния на ситуацию внутри страны и позволит Донецку и Луганску влиять на политическую повестку, а то и формировать ее. Воспользовавшись какой-нибудь провокацией с обстрелом мирного населения и заручившись поддержкой иностранных партнеров, украинские власти могут даже возобновить крупномасштабные боевые действия… Даже если Киев не объявит о разрыве Минских соглашений, в ДНР и ЛНР сделают это самостоятельно. Ну и последний вариант — это полное выполнение Минских соглашений, что кажется полной фантастикой. Это возможно только после смены политической элиты на Украине.
Скорее всего, в будущем ДНР и ЛНР ожидает создание полноценных государств, что сопряжено с разрывом Минских соглашений. Но если их не будут выполнять на протяжении десятилетий, по факту, никаких других вариантов развития событий не будет. Также Донецк и Луганск могут войти в состав России, но для этого у Москвы должна быть политическая воля, которая может появиться только в результате нового витка войны на Донбассе, где Киев поддержат его западные партнеры»
Сергей МАМЕДОВ, член Совета Федерации, участник парламентской ассамблеи ОБСЕ в Минске:
«В прошлом году президент России Владимир Путин сказал, что не видит смысла в дальнейшем проведении Минских переговоров по Донбассу, так как Киев не хочет выполнять взятые на себя обязательства. Мне кажется, нет ни одного человека, который верит в реализацию Минских соглашений. Со временем это становится сделать все сложнее, так как между Донецком, Луганском и Киевом оказывается все больше крови. К тому же украинские власти стянули на линию фронта больше 100 тысяч солдат, которые гораздо лучше подготовлены, чем те, кто воевал против ДНР и ЛНР в 2014 году. Наблюдатели ОБСЕ знают об этом, но молчат. Раньше нам очень хотелось доказать международному сообществу свою правоту, но теперь все привыкли»
Впрочем, все участники круглого стола сошлись во мнении, что альтернативы Минским соглашениям нет и никто их искать не будет. К тому же, несмотря на длительное отсутствие какого бы то ни было прогресса политики и политологи согласились, что свою эффективность этот формат уже доказал на практике: активных боевых действий на Донбассе нет, а ДНР и ЛНР постепенно восстанавливаются после войны.
Фото MK
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня