Август в Малороссии — это время, когда «звенящую тишину лета нарушают только сонно кружащиеся над обеденным столом мухи». Так было при Николае Васильевиче Гоголе, но с тех пор, очевидно, многое поменялось. Теперь август — это время результативного выяснения отношений, решения накопившихся за сезон проблем.
Вот и глава Донецкой народной республики Александр Захарченко решил в преддверии этого августа ни много ни мало анонсировать воссоздание Малороссии. Правда, со столицей в Донецке и в составе пока лишь только одной ДНР. Видимо, он подзабыл, что исторически Донбасс к Малороссии никогда не имел ни малейшего отношения, а его жители вообще-то воевали последние три года за то, чтобы и далее никакого отношения к Украине — наследнице Малороссии не иметь. Странная на первый взгляд инициатива была вскорости дезавуирована самим Захарченко и ничего, кроме искреннего изумления экспертов как с российской, так и с украинской стороны, вызвать не успела. Есть, пожалуй, единственный плюс от нее — продолжение обсуждения будущего устройства Украины «после победы». Вопрос лишь в том, чьей и когда.
Август — месяц создания Украины в ее нынешнем виде. Аккурат после провалившейся попытки сохранения СССР в виде ГКЧП с трясущимися руками 19–21 августа 1991 года, окончательно удостоверившись, что генерал Варенников не поднимет Киевский военный округ, Верховный совет (Рада) УССР принял декларацию о государственной независимости (незалежности) Украины. Так что, отмечая день победы «свободной России», не забудьте о том, что одним из многочисленных его прямых последствий стало возникновение нынешней антироссийской Украины. Как, впрочем, и многих других независимых ныне и не питающих особого пиетета к Москве республик.
Недавнее заявление бывшего главы СБУ Валентина Наливайченко о том, что власть в Киеве пора брать «героям АТО» — то есть создавать в классическом смысле военную хунту по образцу государств Южной Америки, — из разряда очередных самосбывающихся прогнозов. В условиях «общества спектакля», в котором мы живем последние полвека, реальность приходит из вымысла немного запоздалым ответом на вопрос «где вы видели на Украине хунту и желание воевать с Россией». Немало современных украинцев, настроенных за последние три года жестко антироссийски, все более хотят войны. Но вот незадача — если действительно киевская власть благодаря или вопреки Порошенко перейдет в скором времени в руки «героев АТО», вскроется замалчиваемая на Украине правда о войне, гражданской войне на Донбассе. Ведь кто еще, как не реальные участники боевых действий, доподлинно знает, с кем именно они там воевали. С вооруженным, пусть и не без российской помощи, но в первую очередь местным населением с украинскими в недавнем прошлом паспортами. И эта правда может кардинально повлиять на облик будущего украинского государства.
Сейчас, во время летнего затишья, самое время подвести итоги украинского политического сезона и сделать прогнозы на следующий. Тем более что за последние три года эта тема стала не менее важной для российского читателя, чем наша собственная политика.
Отношения между нашими странами за прошедший год ожидаемо еще более ухудшились — это связано главным образом с продолжением антироссийской истерии на Украине на фоне отсутствия каких-либо побед в АТО. В ближайшее время украинская власть планирует ввести электронные визы и возможность въезда исключительно по биометрическим паспортам для граждан России на свою территорию. В Киеве проходят фестивали «песен войны с Россией», «Азов» проводит военизированные детские лагеря по подготовке будущих солдат в поход «на Москву», а политики продолжают упражняться в том, кто громче призовет убивать москалей. Все это говорит только об одном — дна пока эта истерия не достигла, а значит, впереди новые, еще более жуткие сценарии, в которых реализация обещаний «вернуть Крым и Донбасс» военным путем, то есть та самая война с Россией, — только вопрос времени.
Порошенко торопится и уже начинает жить в режиме предвыборной кампании. Он крайне боится упустить инициативу, отдав ее националистам, потому с запасом пытается возглавить любые возможные антироссийские движения. Началась зимой блокада Донбасса силами мало кому понятных «активистов АТО» — спустя короткое время администрация президента Украины вопреки своим собственным предыдущим заявлениям предложила ввести эту блокаду уже на государственном уровне, тем самым перехватив повестку дня. В более чем конкурентном русофобском направлении современной украинской политики упустить инициативу для Порошенко означает, так или иначе, повторить судьбу Януковича. Только вот убежать ему вряд ли дадут.
Неувядающее политическое чутье Юлии Тимошенко за последний год серьезно укрепило ее на политической сцене. Если бы президентские выборы на Украине состоялись в ближайшее время, согласно рейтингам, Тимошенко бы выиграла их у любого другого политика. Именно поэтому действующему президенту крайне важно ее нейтрализовать и спокойно провести выборы в тандеме с любым политиком «Оппозиционного блока», представляющего восток страны, у которого Порошенко сможет выиграть (называются фамилии Юрия Бойко и Вадима Новинского). Наиболее реалистичный сценарий для этого — недопуск Тимошенко к участию в президентской кампании путем предъявления ей новых судебных претензий. Модель Виктора Януковича образца 2011 года. Однако не факт, что она сработает в новой политической ситуации. Власть, сменяемая на Майдане, не так сильно нуждается в прописанных законами процедурах, как прежде. Именно поэтому гораздо опаснее конкуренции на выборах для Порошенко новая волна социальных протестов, которые, вне всякого сомнения, захлестнут Украину уже ближайшей осенью. В конце прошлого года в аналогичной ситуации только чудо помогло администрации украинского президента в последний момент предотвратить начало нового Майдана под руководством политической силы Юлии Тимошенко, намеченного на 15 ноября. Тогда в Киев были свезены более 50 тысяч представителей профсоюзов со всей Украины, которые должны были выступить, но в последний момент это выступление отменили. Любая подобная ситуация в ближайшем будущем гарантированно становится поводом для физической смены власти с националистическим душком. Карательные батальоны АТО, которые идут с фронта на Киев (именно этим пугали неведомые «активисты» во время начала блокады Донбасса в феврале), — кошмарный сон для Порошенко. Исходя из этого, можно с высокой долей вероятности предполагать, что маховик антироссийской истерии в итоге задавит самого Порошенко как, безусловно, далеко не самого органичного ее представителя (с бизнесом-то в России) и выведет на авансцену настоящих радикалов. Печерский районный суд в Киеве, ровно 6 лет назад посадивший Тимошенко, уже обязал СБУ проверить президента страны на предмет участия в финансировании «армии агрессора», имея в виду налоговые отчисления липецкой фабрики Порошенко в российский бюджет. Сможет ли радикалов и новое протестное движение возглавить Тимошенко, зависит от ее политического искусства. Но то, что им в любом случае понадобится рукопожатный на Западе зиц-председатель, — это факт. А как Тимошенко умеет менять свои обличья, известно всем.
Новая украинская власть «после Порошенко», вероятнее всего, будет настроена еще более антироссийски. Как раз поэтому нынешний киевский лидер будет делать все, дабы искусно симулировать главного националиста Украины. Однако подобные сценарии в любом случае значительно повышают вероятность прямого военного столкновения ВСУ и ВС РФ.
Фото President.gov.ua