Перуница, или день Перуна, главного бога древнеславянского языческого пантеона, испокон веков почитался общенародным праздником.
Отмечали его 20 июля (или же 2 августа по новому стилю), следуя особым традициям, которые складывались на протяжении столетий. С закреплением на славянских землях православия Перун стал соотноситься с Ильёй-пророком; образ последнего вобрал в себя присущие языческому богу черты. Празднование Ильина дня и сегодня сохраняет многие обряды и традиции язычества.
Оглавление:
Громовержец Перун – покровитель воинов и земледельцев
Образ сурового бога грома, молний, грозы и войны у восточных славян сходен с древнегреческим Зевсом, римским Юпитером, индуистским Индрой. Он считался покровителем дружины воинов, защитников родной земли и князя – её предводителя. Пользовались его покровительством также честные труженики-пахари, поскольку от милости Перуна, дарующего дождь, зависело плодородие земли. Именно потому посвящённый этому богу праздник – Перунов день – был наполнен двумя смысловыми составляющими: воинской и земледельческой.
Согласно легенде, Перун был сыном Сварога, «небесного кузнеца», сотворившего материальный и нематериальный миры, и Лады – «матери богов», покровительницы весны, красоты, любви и брачных уз. Как правило, он представал в образе немолодого крепкого мужчины с длинными седыми волосами и бородой. В руках, по преданиям разных славянских народов, он мог держать «гром-камень», топоры, палицу, стрелы и лук.
В древности Перуну положено было приносить многочисленные жертвы как бескровные, так и кровавые (вплоть до человеческих). Перед его идолом всегда горел неугасимый огонь, который поддерживали жрецы.
С приходом и укоренением на восточнославянских землях христианства образ Перуна был замещён пророком Ильёй, разъезжающим по небесам на огненной колеснице. По народным поверьям, Илья поражал стрелами нечистых духов, таким образом вызывая грозу. День Перуна при поддержке христианских апологетов также постепенно перевоплотился в Ильин день, сохранив многие прежние традиции.
Ипостаси (проявления) Перуна
«Перун есть мног» – говорят древнерусские источники, подразумевая наличие у него нескольких ипостасей. В день бога Перуна предполагалось почтить каждую из них.
Так, бог небесного огня и покровитель воинов представал и в образе бога-управителя, строго контролирующего выполнение законов – как глобальных основ Мироздания, так и договоров в отношениях между людьми. Перун, питающий землю живой влагой, благоволил земледельцам и пахарям в летнюю пору. Также он пристально следил за тем, чтобы Коло Сварожье – времена года – исправно сменяли друг друга, обеспечивая циклическое возрождение природы. Отважный и несокрушимый воитель, Перун зорко стоял на страже Яви – мира живых. Кроме того, в его власти было даровать мужскую силу.
Когда празднуют летний Перунов день
Так как праздновать день Перуна было положено в самый грозовой день в году, многие, сверяясь с источниками, считают, что наши предки посвящали этому богу двадцатое июля. На самом деле источники чаще всего упоминают дату праздника по старому стилю. По новому же праздник выпадает на второе августа. Именно в этот день, если верить народной примете, «до обеда лето, а после обеда осень». Примерно в это же время действительно чаще всего случаются грозы.
Расхождение в датах празднования Перунова дня
В связи с тем, что путаница в стилях имела место вплоть до 1918 года, когда европейские страны жили уже по новому стилю, а Россия – всё ещё по старому, сложились две разные даты празднования летнего Перунова дня. Так, согласно родноверческой традиции, берущей начало с земель Малороссии, день Перуна (Ильи) и поныне отмечают двадцатого июля. А в соответствии со староверческой традицией, возникшей в Сибири, этот праздник наступает второго августа. Впрочем, некоторые языческие общины почитают Перуна на протяжении всего этого периода.
Как положено готовиться к Перунову дню
В древние времена к празднику Перуна начинали готовиться заранее. Женщины шили членам семьи новую праздничную одежду, мужчины выбирали оружие – непременный атрибут Перунова дня. На всю деревню пекли огромный пирог, готовили творог – особо почитаемое Перуном кушанье, варили пиво.
За восемь дней до праздника бросали жребий для того, чтобы узнать, какую жертву и в каком размере каждому следует принести. Жребий «жертва» означал, что в дар богу следует заколоть животное (быка или петуха). На его крови заговаривалось оружие, ею же жрец помазывал чело воинам, благословляя их. Те, кому выпадало по жребию «сребро», жертвовали Перуну деньги, «брашно» – приносили пищу. Наконец, если жребий указывал «пря», то этот воин должен был впоследствии принять участие в поединке.
Тем, кто желает знать, как праздновать день Перуна в наши дни, и хочет отметить его в духе древних традиций, советуют приготовить трибы – символические дары богу, сделанные своими руками. Это может быть хлеб, домашняя выпечка, зерно или крупа (традиции кровавых жертвоприношений канули в далёкое прошлое). Желательно приобрести или сшить традиционные русские одежды. Любой мужчина, присутствующий на дне Перуна, обязан иметь при себе оружие – нож или топор. Кроме того, рекомендуют заранее изготовить из природных материалов огневицу – маленький плотик или кораблик. В конце праздника на неё нужно будет установить зажжённую свечу, на которую положено «наговорить» заветные пожелания, и отправить плыть по течению реки или ручья.
Перунов день: обряды
В народе праздник Перуна именовали «сердитым днём». В этот день строго запрещались любые работы: нельзя было пахать землю, выгонять за околицу скот. Традиционно славить Перуна собирались в дубовой роще (в крайнем случае – у старого дуба), на возвышенности, неподалёку от текущей воды.
Специфику празднования составляли ритуальные действия, которые подтверждали или прославляли те или иные деяния Громовержца. Это было громыхание различного вида, подражающее раскатам грома, обливание водой (в засушливое лето) и, напротив, попытки пронести полное ведро, не расплескав его, если лето выдавалось дождливым. В день Перуна центральное место занимали различные конные и пешие состязания, поединки и воинские обряды.
В самом начале праздника трением добывали Живой Огонь, от которого разжигали костёр на чистых дубовых поленьях. После того как он прогорал, над пепелищем насыпали «могилу», на которой проводили обрядовые бои. Это действо носило название тризны. После неё совершалась «страва» – люди собирались за угощением, поминая славянских воинов, павших в боях. Далее следовали разнообразные игрища. Взятие «городка», ряжение в волков и разыгрывание шуточной «охоты», купание в реке, прыжки через огонь – далеко не полный список того, чем был славен Перунов день. Молитвы и славления Перуну содержали просьбы укрыть от обмана и привести к славе, сберечь от пороков и привести род к процветанию.
Празднование Перунова дня продолжалось всю ночь, заканчиваясь лишь на рассвете. После этого дня традиционно завершался сенокос и начиналась пора жатвы, знаменуя окончание лета и переход к осенним работам.
1 комментарий
Перун не языческий бог, как утверждает христианство, например. Он одна из ипостасей Бога, составляющих русскую Троицу. Как выглядит Троица с точки зрения великого русского живописца Васнецова можно посмотреть в Третьяковке — картина Три БОГатыря, Перун на ней посредине. Русская православная вера существует более 7000 лет, только при Петре первом была изменена система исчисления на Руси, сейчас идет 7525 лето. Идеологические интриги по поводу древней русской православной веры «случайно» совпали с созданием РПЦ в Российской империи путем церковного передела и раскола, который длится до сих пор…