Закончившиеся в июле многонациональные учения Sea Breeze 2017, проводившиеся в украинских и международных водах Черного моря, оставили весьма противоречивые впечатления. Взять хотя бы историю с т.н. «охотой» за турецкой подлодкой.
Цирк на водах
Принимавшая участие в учениях старенькая турецкая дизель-электрическая субмарина S349 Batiray образца 1978 года вышла из Одессы и затаилась в прибрежном квадрате. Вслед за этим из Одессы же вышла интернациональная поисково-ударная группа (ПУГ) в составе американского крейсера УРО CG66 Hue City (вошел в строй в 1991-м) и СКР погранвойск КГБ СССР… ой, простите — флагмана ВМСУ фрегата «Гетман Сагайдачный» (введен в эксплуатацию в 1993-м).
Оба корабля не имели буксируемых гидроакустических станций ГАС. Американский — потому что старую ГАС сняли, а новую еще не смонтировали. Украинский — потому что старая была снята для ремонта, после чего оказалась утрачена… гм… военно-морским способом. А новой исправной буксируемой ГАС в ВМСУ как-то не сыскалось.
Через некоторое время с целью оказания помощи ПУГ в игру вступили американский патрульный самолет P-8 Poseidon и украинский противолодочный вертолет Ми-14ПЛ.
Участие воздушных машин в поиске субмарины оказалось, скажем так, не совсем полноценным. Американцам было банально жалко тратить дорогостоящие радиогидроакустические буи не пойми на что. Украинцам же мало того, что было жалко швырять буи в море, так еще и часть этих самых буев оказалась неисправна ввиду запредельных сроков их хранения.
В итоге «слепоглухая» ПУГ при поддержке двух воздушных единиц безрезультатно более 7 часов шарахалась по Черному морю, пока туркам это все не надоело. Османы подвсплыли на перископную глубину и демонстративно выставили напоказ все свои выдвижные устройства. Только после этого ПУГ установила, наконец, контакт с лодкой и начала ее «преследование», закончившееся «условной победой»…
С одной стороны, под прикрытием учений НАТО вполне серьезно отрабатывал вопросы развертывания в Одессе своего пункта материально-технического обеспечения. Также, по словам командующего военно-морскими силами Украины вице-адмирала Игоря Воронченко, в ходе учений был задействован морской операционный штаб, аналог которого в конце 2017 года планируется внедрить в организационно-штатной структуре ВМСУ.
С другой стороны, сами июльские учения были таковыми лишь по названию, на деле являясь очередной попыткой демонстрации единства альянса с Украиной в рамках программы «Партнерство ради мира».
То, что данная демонстрация в части морской составляющей учений больше напоминала странное цирковое представление, особого значения, с точки зрения руководства НАТО, явно не имело. В противном случае, те же американцы подошли бы к делу намного серьезнее. Ну, а раз такой задачи не ставилось, результатом, повторимся, стал военно-морской цирк.
Пациент скорее мертв
Впрочем, чего-то иного от мероприятия с участием предельно деградировавших после 2014 года ВМСУ ожидать было бы странно. Этот вид украинских вооруженных сил, который до сих пор не низведен до уровня полуполицейской береговой охраны исключительно в силу конъюнктурных соображений, просто не имеет ресурсов для сколь-нибудь результативных действий на море, если содержание последних выходит за рамки азбучной задачи перемещения из пункта А в пункт Б.
Это понимают в России. Это понимают в НАТО. Но это отказываются понимать на Украине, поскольку отказ от своих военно-морских сил в духе поступка грузин после «войны трех восьмерок», будет крайне болезненным как для украинского госпрестижа, так и для тех украинцев, которые так или иначе вписаны в оргштатную структуру ВМСУ. А таковых наберется немало.
Причем уменьшение после крымских событий корабельного состава ВМСУ к соответствующему уменьшению их комсостава отнюдь не привело. Скорее — напротив. Напомним, что 28 января 2015 года в соответствии с указом президента Украины № 39, изменявшим штаты в вооруженных силах, общее количество адмиралов и генералов в ВМСУ было… увеличено до 13 человек. Это при том, что численность ходовых кораблей ВМСУ можно пересчитать чуть ли не по пальцам одной руки.
Хотят ли украинские адмиралы и морские генералы из собственной самостоятельной структуры «переселиться под крышу» пограничников или сухопутных войск? Нет, конечно. Хочет ли президент Украины Петр Порошенко, строящий для ВМСУ на своем заводе «Кузница на Рыбальском» за хорошие деньги посредственные бронекатера, ликвидации ВМСУ? Риторический вопрос. Тогда о чем разговор?
Разговор о том, что все еще входящие в состав ВМСУ вымпелы с каждым днем современнее, исправнее и моложе не становятся. Корабельный состав надо (так и хочется вставить сюда слово «неумолимо») пополнять. Но как раз этого Украина при всем желании своими силами сделать не может. Доказано историей «достройки» ракетного крейсер проекта 1164 «Украина» и «постройки» корвета проекта 58250 «Владимир Великий».
Читайте также: Возвращение вымпела: одиссея тральщика «Разведчик» круче любого боевика
Стоит ли смеяться над тем, что мощнейший Николаевский судостроительный комплекс, серийно строивший во времена СССР тяжелые авианесущие крейсера водоизмещением по 60 тыс. тонн, не смог после распада Союза ввести в строй уже спущенный на воду 11000-тонный ракетный крейсер и заложенный 2600-тонный корвет? Нет, не стоит. Ибо после 1991 года вместе с СССР в небытие кануло не только советское финансирование, но также советские технологические цепочки и советские же компетенции.
К тому же, руководство жовто-блакитной Украины рассматривало ВМСУ не столько как инструмент для защиты национальных интересов, сколько как источник прибылей для персональных карманов. Результатом чего стал фантастический «попил» доставшихся Украине от КЧФ кораблей, включая продажу Китаю за бесценок находившегося в 67 %-ной технической готовности новейшего тяжелого авианесущего крейсера «Варяг».
Заграница им поможет?
В текущий момент Киев не способен своими силами пополнить состав ВМСУ чем-то большим, чем 30-тонные катера, медленно и за дорого возводимыми на предприятии президента Украины. Но и окончательно хоронить ВМСУ Киев тоже не хочет.
В сложившихся обстоятельствах единственным вменяемым источником пополнения корабельного состава ВМСУ закономерно становятся страны НАТО, и в первую очередь США. Украинские адмиралы давно постигли эту нехитрую истину, неоднократно после крымских событий обращаясь к Соединенным Штатам с предложением передать Украине некоторое количество уже выведенных из состава United States Navy или United States Coast Guard кораблей и катеров.
Но все украинские мечты в духе известной цитаты «Заграница нам поможет!» разбились о прозу жизни. Вместо ожидаемых фрегатов ВМСУ получили от американцев лишь пяток надувных моторных лодок.
Однако, к ликованию Киева, с течением времени американская неуступчивость вроде бы начала давать трещины.
Так, в начале марта этого года первый заместитель командующего военно-морских сил Украины контр-адмирал Андрей Тарасов объявил, что «на финишную прямую» вышли переговоры о передаче американцами двух катеров. Не новых и не ракетных. Патрульных катеров типа «Айленд» (Island), выведенных после длительного использования из состава сил береговой охраны США. Ударную мощь ВМСУ они не повысят. Но новые «рабочие места» для трех десятков украинских военных моряков предоставить вполне могут.
Читайте также: Зачем России нужен Флот
Поясним, о каких катерах идет речь.
Строившиеся в 1985–1992 годах в Локпорте (штат Луизиана) катера типа «Айленд» имеют водоизмещение 168 т и длину 34 м. Дизельная энергетическая установка мощностью 6200 л.с. обеспечивает катерам ход до 29,5 уз. Экипаж катера — 16 человек. Вооружение — 25-мм автоматическая пушка Mk 38 Mod 0 Bushmaster и пара 12,7-мм пулеметов М2НВ. В данный момент, в связи с износом механизмов и выявленными дефектами корпусных конструкций, «Айленды» в береговой охране США постепенно заменяются более современными «патрульниками».
«Айленды» же из числа тех, что еще худо-бедно способны отрываться от причалов, постепенно раздаются странам-сателлитам США. Но с некоторыми «но». Т.е. без вооружения, без РЛС и части радиооборудования, а также после того, как иностранный экипаж катера пройдет десятинедельный курс обучения. Причем этот курс обучения, равно как и доставку катера к новому месту базирования, стране-сателлиту придется оплатить.
Именно на таких условиях 30 сентября 2016 года в Балтиморе береговой охране Грузии были переданы два «Айленда» — WPB 1340 Jefferson Island и WPB 1345 Staten Island. Однако то, что удалось грузинам, для украинцев стало проблемой…
Произошло следующее.
Имея перед глазами грузинский пример, в ВМСУ принялись активно грезить о получении «Айлендов». В СМИ постоянно подбрасывался материал, что «еще немного, еще чуть-чуть» — и «Айленды» под украинскими флагами отправятся в Одессу. Наконец, было объявлено, что передача катеров Украине состоится сразу после окончания уже знакомых нам учений Sea Breeze 2017!
Но учения закончились, а «Айленды» почему-то остались там, где и были раньше. В Америке.
7 миллионов для президента
В чем же дело? Ведь новые вымпелы ВМСУ нужны как воздух! Тем более что, по признанию самих украинцев, ввести в строй многострадальный «Владимир Великий» им не удастся раньше 2025 года, а на не менее многострадальном «Сагайдачном», даже после недавнего ремонта, значительная часть корабельных устройств не функционирует.
Дело, как обычно, оказалось в деньгах. Военный бюджет Украины и без того трещит по швам. Обучение же двух украинских экипажей и доставка пары «Айлендов» в украинский порт обойдутся Киеву в сумму от 7 млн долларов и выше, что примерно соответствует стоимости постройки «Кузницей» одного нового бронекатера проекта 58155 «Гюрза-М».
Угадайте, куда предпочтет направить 7 млн долларов президент Украины, де-факто являющийся владельцем «Кузницы»? Вот то-то.
Парадокс, но на словах всячески желая получить для ВМСУ американские катера, на деле Киев от подарка Дяди Сэма отказывается. Ну, какие после этого могут быть мрии об иностранных ракетных (!) катерах, а то и фрегатах для ВМСУ? Правильный ответ — никакие. Точнее, ровно до тех пор, пока созданием ВМСУ всерьез не озаботятся в Вашингтоне, а не в Киеве.
Но это, как говорится, уже совсем другая история. Впрочем, как и особенности эксплуатации «Айлендов» с трещинами в корпусных конструкциях, если украинцы все же найдут способ получить американские катера в обход финансовых интересов собственного президента.