Чем ближе годовщина турецкого вторжения на территорию Сирии – операции «Щит Евфрата», начатой 26 августа 2016 — тем чаще Эрдоган обдумывает идею новой интервенции. Только на этот раз планируется, что под основной удар попадут уже не террористы запрещенного в РФ «Исламского государства», а курды.
Как пишет турецкая пресса, прошлая военная операция турецкой армии в Сирии увенчалась успехами: «умеренные оппозиционеры» из Свободной Сирийской армии (САА) получили контроль над некоторыми территориями и смогли немного оттеснить курдов. Однако теперь в регионе на линии Азаз – Джераблус «Рабочая партия Курдистана» и Партия «Демократический Союз», утверждают местные военачальники, все чаще обстреливают позиции союзников Анкары и ее собственной армии. Поэтому Эрдоган всерьез думает о полномасштабных военных действиях против поддерживаемых Штатами сил.
Не так давно президент Турции обратился к народу с интересным заявлением о том, что Анкара готовится вонзить кинжал в обескровленную Сирию:
«Мы решительно намерены расширить силу действия кинжала, который мы вонзили в сердце проекта по созданию террористического формирования с помощью операции «Щит Евфрата». В самое ближайшее время мы предпримем новые и важные шаги в этом направлении».
Местная турецкая пресса со ссылкой на источники в правительстве и военных кругах страны утверждает, что Эрдоган больше не может ждать: он и раньше заявлял о возможности ударов по курдам, но сейчас, как пишут, терпение просто лопнуло.
Когда курды подвергнутся ударам со стороны Анкары, пока ни военные, ни дипломаты республики не сообщают. Отшучиваются разве что фразой «внезапно ночью». Но пока более-менее понятно, где будет нанесен этот удар. Первостепенной целью является Африн, так как именно оттуда «террористические элементы (курды – примеч.) причиняют беспокойство безопасному региону, созданному в ходе операции «Щит Евфрата»».
В частности, как указывают турецкие военные, РПК и ее союзники все чаще открывают огонь по мирным жителям в Маре. Но силы безопасности республики также считают крайне необходимой зачистку всей линии Азаз — Тель-Рифат — Идлиб – грубо говоря, значительной части Западной Сирии. В числе целей также могут быть использованы курды, которые атакуют Джераблус с востока от Евфрата. То есть зона новой турецкой операции будет крайне обширна.
Конечно, как пишет турецкая пресса, пока это лишь проект турецкого наступления на позиции курдов. Однако к этому силовому варианту Анкара прибегнет, если в конце месяца в Тегеране встреча по новым зонам деэскалации в Сирии будет провалена. Турки особенно хотели обсудить и события в Идлибе – им крайне важно удержать под своим контролем и контролем поддерживаемой ими САА этот регион.
Будут ли турецкие дипломаты угрожать сторонам урегулирования конфликта своим новым вмешательством? Вполне вероятно, что так. Только вот Эрдогану и его советникам следовало бы более детально обсудить свою вероятную конфронтацию со Штатами, которые за курдами в Сирии сейчас стоят горой. Вряд ли Вашингтону понравится, что щедро финансируемых ими РПК и «Демсоюз» бомбит турецкая артиллерия. Конфликт в Сирии за 6 лет уже показал, что решение есть только политическое, если речь, конечно, не идет о настоящих террористах из «Исламского государства».