Не считаться с американской военной машиной нельзя, но и делать из нее непобедимого монстра не следует. Мощь Вооруженных Сил любой страны определяется не суммой денежных вливаний, а их боеспособностью. И в этом наглядно можно убедиться на примере армии США.
Помните, в чем квинтэссенция фильма «Брат-2»? Правильно: во фразе главного героя (артист Сергей Бодров), который в диалоге с американским бизнесменом объясняет, что сила не в деньгах, а в правде. Эту фразу сегодня было бы очень уместным разместить на холме северо-западной окраины Лос-Анджелеса вместо известного Hollywood. Она бы стала хорошим назиданием не только для сегодняшних военспецов США, но и для их последователей, которые точно также продолжат накачивать свою сферу деньгами.
Казалось бы, и Бог с ними; тем более, что считать деньги в чужом кармане – не самое лучшее занятие. Но когда одни все время вооружаются, другим ни чего не остается делать, как отвечать тем же. Иначе попросту растопчут, как Ирак, Афганистан, Ливию, Сирию… Очень показательный пример – сегодняшняя ситуация вокруг Северной Кореи. Кто на протяжении последнего десятилетия без конца грозил ей пальцем, буквально заставив обзавестись ядерным боезапасом для защиты своих интересов? И ведь совершенно непонятно, чем в итоге все закончится. А если вдруг у кого-то не выдержат нервы и «ядреные» ракеты полетят в одну из сторон. Очнитесь, мужики! Это станет началом конца для всех.
Самое главное при этом, что и американский генералитет, и вся заокеанская оборонка, и даже высокопоставленные законодатели обеих партий прекрасно понимают: никто Америке не угрожает и нападать на неё не собирается. Тем не менее, процесс наращивания военных мускулов у них продолжается. Мало того, американцы всегда готовы обнажить свой накаченный «бицепс» в любой точке Земного шара.
Зачем им это нужно? Чтобы лучше разобраться в этом, посмотрим на две цифры.
Запланированные военные расходы США на 2017 год составляют 611 миллиардов долларов, в то время, как нужды России на те же самые цели – немногим более 69 миллиардов тех же денежных единиц. С точки зрения арифметической – разница огромная. И любой обыватель может воскликнуть: «Это получается, что американская армия почти в девять раз сильнее нашей!?» Мы предлагаем ему самому ответить на этот вопрос, опираясь на некоторые нижеприведенные факты. Например, на то, как воюют профессионалы военной коалиции, возглавляемые США с боевиками в Сирии.
О позитивных результатах сказать, увы, нечего, поскольку их почти нет. Зато лишний раз заострить внимание на том, сколько мирных жителей погибло от ошибочных бомбардировок с воздуха (командование коалицией признает не менее 500 человек, хотя, по факту их в разы больше) – не помешает. И заодно не грех поинтересоваться насчет хваленых американских систем высокоточного оружия класса «воздух-земля». А может быть они настолько же высокоточные, насколько обучены бороться с террористами группы из числа умеренной оппозиции? По данным Пентагона в Сирию для этих целей специально направлялись американские инструкторы, а на все про все было потрачено свыше 500 миллионов долларов. Когда же вдруг выяснилось, что реально подготовленных спецов – всего … 4-5 человек, программу быстренько свернули.
Многие миллионы долларов ушли не только в сирийский песок. Примерно в это же время, по инициативе командования военной группировки США в Афганистане была пошита форма для афганских военных на общую сумму 94 миллиона долларов. Однако не прошло и месяца, как комиссия SIGAR, контролирующая использование средств, выделенных на восстановление Афганистана, сделала заключение, что эта форма не пригодна для местного рельефа. Камуфляж лесной расцветки в стране, где леса занимают лишь два процента от общей территории – абсолютно не комильфо.
Хотя, что там какая-то сотня миллионов? Когда было высказано намерение вывести американский контингент из Афганистана (до конца 2014 года), начальник командования материального обеспечения армии США генерал Деннис Виа, заявил, что им придется оставить в чужой стране вооружений и военной техники на сумму в пять миллиардов долларов. В общей же сложности на тот момент армия США располагала в Афганистане количеством техники, которая оценивалась в три раза дороже. Но эти суммы далеко не окончательные. По состоянию на начало лета прошлого года США потратили почти 13 миллиардов «зеленых рублей» на афганскую армию и свыше четырех миллиардов на вооружение для местной полиции.
Причем эти расходы не предусматривали приобретение современного тяжелого вооружения, потому как в Афганистане нет ни армейской авиации, ни ракетных войск, ни даже современных боевых вертолетов.
Поскольку миссия альянса и поныне находится в этой горной стране, можно не сомневаться: и военная техника, и вооружение продолжают сюда поставляться. А значит, количество затраченных миллиардов, которые в итоге будут зарыты в песок, увеличится еще. Самым интересным выглядит то, что военная интервенция США и их союзников (с конца 2001 года) не принесла Афганистану ничего, кроме вреда. Об этом заявлял еще бывший президент Хамид Карзай, утверждавший, что присутствие в его стране международной коалиции абсолютно бессмысленно.
И здесь, и в случае с Сирией невольно напрашивается сравнение с нашими ограниченными контингентами войск (военное присутствие СССР в Афганистане длилось с 1979 по 1989 годы), которые выполняли и продолжают выполнять свою освободительную миссию по просьбе правительств обеих стран. Не хочется «мельчить» двумя абзацами, объясняя разницу, потому что было сделано и делается очень много. Но, дабы не уходить от темы, скажем: в отличие от американцев, которые только вооружали, разрушали и превращали все в хаос, наши – и советские, и российские войска – разоружали, строили и приносили мир.
Мы ни в коем случае не забыли про соседнюю страну, где американский проект под названием Украина (начиная от организации Майдана и заканчивая гражданской войной на юго-востоке) продолжает трещать по швам. Несмотря на это, Вашингтон не прекращает финансирование украинской армии. В нынешнем году общий объём матпомощи, включая поставки летального вооружения, составит 350 миллионов долларов. Муссируются, правда, разговоры (на это, в частности, намекнул первый заместитель министра обороны США Роберт Уорк), что бюджет-2017 станет последним, в котором была строка о военной поддержке Украины, но… При этом мы помним, что за минувшие два с половиной года США уже оказали Украине военную помощь на общую сумму в 600 миллионов долларов. Понятно, что по сравнению с Сирией и Афганистаном – это копейки, но даже они (на круг получается почти один миллиард долларов) никакого профита ни Вашингтону, ни Киеву не принесли.
Тот же обыватель может поинтересоваться: «А при чем тут могущество армии США и их заграничные дела?» Да при том, что американская военная машина «заточена» не на защиту своих территорий, а исключительно – на нападение и уничтожение чужих. И где это случиться в очередной раз, этой машине безразлично. Главное, чтобы войны, или военные конфликты продолжались, а присутствие США (в любом качестве) при этом было обязательным. Таким образом, они: 1) подогревают интерес к долларам, количество которых давно уже превысило запасы американского золота и 2) поддерживают имидж своей самой могущественной армии мира.
Посудите сами. Куда ткнуться порядочному человеку или стране со своими денежными запасами, когда везде неспокойно? Только – в благополучную Америку, чьи доллары, по сравнению с другими мировыми валютами, на протяжении уже нескольких десятилетий сохраняют завидную стойкость ко всем девальвациям. Поэтому Америка и заинтересована, чтобы таких мест, где неспокойно, было побольше. Эта тенденция начала набирать обороты, еще перед началом второй мировой войны, когда многие страны, опасаясь вторжения немецких войск, перевезли свое золото за океан. И сегодня, контроль над золотым запасом Международного валютного фонда, принадлежит США именно потому, что значительный запас находится на их территории.
То есть, совершенно очевидно, что «самая демократичная» страна продолжит вооружаться и втягивать в это дело весь мир ровно до того момента, пока экономически ей это будет выгодно. Что же касается американской армии, которая многими мировыми экспертными агентствами позиционируется, как самая сильная и непобедимая – этот факт, мягко говоря, вызывает сомнение даже у экспертов США. Тому есть много подтверждений, поэтому не будем повторяться. Зададимся лишь одним вопросом: где и когда солдаты этой армии продемонстрировали свою реальную боеспособность? Ни в одном вооруженном конфликте, куда влезали американцы, начиная с войны во Вьетнаме, они не добились ни одного боле менее серьезного успеха. Горе и страдания, которые они приносили с собой, а также дележка запасов полезных ископаемых той страны, где устраивалась очередная заваруха – не в счет.
«Бравые» заокеанские военнослужащие боятся даже померяться силами в открытом противостоянии на Международных армейских играх. Ничем другим, на мой взгляд, объяснить отказ и американцев, и их союзников по НАТО от участия в АрМИ-2017, которые завершились 12 августа, нельзя. Они догадываются, что в честном соревновании, где победить можно только за счет собственного умения, им ловить нечего. Да и подобный проигрыш абсолютно не ляжет в канву общей пропаганды об их могуществе. А это уже политика. Поэтому они и отказываются от участия в соревнованиях под различными предлогами. Если я ошибаюсь, пусть американские солдаты опровергнут это заявление на АрМИ-2018.
Заканчивая мысль, мы вновь возвращаемся к словам Сергея Бодрова. Сила Армии любого государства меряется не деньгами, вложенными в нее, а умением солдат воевать и до конца выполнять свой долг. И еще – силой духа, которая может быть только у тех, кто защищает свою Родину и свою семью. У завоевателей же, даже напяливших на себя тогу «смотрящих» за мировым порядком, такой силы не может быть по определению.