Каждый восьмой житель Украины мечтает сегодня о «карьере» еврогастарбайтера. Таковы данные совместного опроса Института социологии НАНУ и фонда «Интеллектуальная перспектива».
Как выяснили украинские социологи, на результаты которых ссылается ИА EADaily, в 2017 году желание выехать на заработки за границу выразили 12% респондентов (в 2002 году таких было всего 7%). И среди жителей Западной Украины доля потенциальных заробитчан еще больше — 18%.
Вот такая «независимость». Такой «европейский выбор»: гнуть спину на чужого дядю — где угодно, только не в рiдной Неньке. А ведь по тем же соцопросам, 82% украинцев считают себя патриотами своей страны.
Но когда на чужбину «за копейкой» гонит нужда, это можно еще понять. В нынешних условиях на Украине каждый выживает, как может…
Только если еврогастарбайтеры, заработав (полулегально или нелегально) на семейные нужды, скорей всего вернутся — чтобы потом снова отбыть по той же надобности в ЕС или «ненавистную Россию». Есть значительная категория украинцев, которые хотят покинуть страну навсегда. Причем, любой ценой.
Так, согласно данным Британского совета, которые приводит газета «Известия», 45% украинской молодежи в возрасте от 16 до 35 лет мечтают эмигрировать и еще 5% собираются уехать из «незалежной» уже в ближайшем будущем.
И едет это поколение, которое называют еще по привычке «залогом процветания и стабильности Украины», подальше от родины не всегда из-за крайней нужды. Они бегут от отсутствия перспектив.
В том же исследовании указывается, что 28% молодых людей считают, что «Украину не ждет ничего хорошего, а будущее будет хуже, чем было до Майдана». При этом в Восточной Украине пессимистично настроены больше половины опрошенных — 54%.
На фоне этой удручающей социологии бравые реляции лидеров «незалежной» о победе европейского выбора на Украине звучат нелепо и неуместно. Тем не менее, они предпочитают делать хорошую мину при плохой игре, не замечая, очевидного.
Президент Порошенко опять вот пообещал «настойчиво работать», чтобы страна стала членом Евросоюза и НАТО. Словно и невдомек ему, что ни в НАТО, ни в ЕС Украину не ждут. А если и ждут, то исключительно в роли «подопытного кролика» — правда, за чистоту и успешность эксперимента никто не отвечает.
Но, нет, Петр Алексеевич гнет свое…
«Обратите внимание, как нашему флагу идет соседство с флагом Европейского союза, — кокетничает он в своей торжественной речи по случаю Дня государственного флага, который отмечается на Украине 23 августа. — Два с половиной месяца назад мы завоевали возможность свободных путешествий в Европу, сделав для этого все необходимые реформы… Первого сентября, буквально через неделю, соглашение об ассоциации вступает в силу в полном объеме».
Власть и народ, как часто это бывает, на Украине живут в разных измерениях. Это понятно. Непонятно другое: как при этом «незалежность», которой они все так гордятся, сочетается с общей мечтой быть рабом у любого богатого дяди на Западе?
— Все это успешно может сочетаться на Украине, — рассуждает член Совета по межнациональным отношениям при президенте России, известный украинист Богдан Безпалько. — Хотя для логически мыслящего и здравого человека, со стороны это действительно кажется дикостью.
Я могу привести еще и другие цифры. Например, уже 65% молодежи Украины мечтает уехать на Запад. Скорей всего, тоже в роли гастарбайтеров, потому что другое, как правило, не предусмотрено.
И здесь сочетается много факторов. Это, конечно же, фактор идеологический. Экономический. Политический. И идеологический, он состоит в том, что с момента создания Украины независимость ее трактовалась, как независимость, прежде всего, от России. Все идеи независимости… Все эти книжки… Все эти деятели… Даже все эти военные движения… Их подпитывали исключительно с одной только целью — чтобы Украина откололась от России.
То есть, независимость Украины здесь рассматривалась как ослабление России. Неважно, в каком виде. В виде ли Российской империи, в виде ли Советского Союза. Или соответственно, каких-то интеграционных образований, которые сейчас пытаются выстраивать на постсоветском пространстве, в том числе и Российская Федерация.
Поэтому, естественно, что люди, которые считают себя патриотами Украины, вполне четко осознают, что «незалежность» — это борьба с Россией. Это ненависть к России. Это нелюбовь к русскому языку, на котором, тем не менее, разговаривают до 86% населения Украины. И как показывает соцслужба Gallup, они еще и думают на этом языке.
То есть, по большому счету, что такое «незалежность»?
«Незалежность» — это идея, внедренная в голову жителям территории, которую сейчас занимает Украина — русским жителям. И которые благодаря этим идеям, соответственно, начали относиться к России, к русским, к своей собственной истории, своему собственному языку с совершенно чужой точки зрения.
Попросту говоря, русским людям привили русофобию. Это и есть вся идея «незалежности». Вся идея «независимости».
То есть, за ней не стоит какая-то богатая культурная традиция, историческая, государственная, военная, научная. Ничего этого нет. В лучшем случае стоят какие-нибудь сельские, может быть, культурные архетипы и какая-то часть сельской культуры некоторых регионов.
Поэтому вполне естественно, что когда такой человек размышляет о том, где бы ему лучше жить и на что опираться, то раз он перестал быть русским, он хочет быть человеком западным. Но поскольку туда — на верхние этажи — он понимает, ему пробиться невозможно. Он пытается пробиться хотя бы на этажи нижние.
Тем более что здесь уже подключается второй аспект, собственно — экономический.
Как бы не ругали те периоды истории, в которых территории нынешней Украины входили в состав Советской Империи или Советского Союза, но в эти периоды там очень интенсивно развивалась экономика, сельское хозяйство, наука, культура, образование. Там росла численность населения. А сейчас, «за время так называемой „независимости“, когда, прежде всего, от „проклятых москалей“ все стали очень независимыми, гордыми, мы видим, что наблюдается депопуляция, деиндустриализация, деградация всех сфер социально-экономической и культурной жизни». Это слова Павла Мовчана (известный советский общественный деятель, журналист и политик, поэт, переводчик, сценарист — ред.).
То есть, в данной ситуации мы видим, что человек, находясь в этой деградации, естественно, хочет попасть туда, где лучше. «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше» — известная народная мудрость.
— Но этот «европейский выбор» больше каким-то пещерным холопством отдает. Разве не так?
— Здесь, мне кажется, больше играет роль все-таки именно экономическая составляющая. Потому что никто так не унижает жителей Украины, как элита Украины. Вот сейчас предложили, например, фактически ввести налог на роды. Сделать роды платными.
Чего стоят после этого все слова о независимости, о движении к процветанию… и т. д. Ничего абсолютно не стоят.
А на Западе действительно не воспринимают граждан Украины как равных. Их не пускают на какие-то «верхние этажи», к ним относятся как к чужакам. К ним относятся презрительно. Но там хотя бы человек может заработать относительно большие деньги. По меркам украинских граждан, зарплата в 500−700 евро, это очень большая зарплата.
Когда у нас в России говорят о том, что на Украине непомерно высокие цены на ЖКХ, узнавая абсолютные цифры, многие удивляются — мол, не такие уж они и большие. Человек платит в Киеве за двухкомнатную квартиру 1500−2000 гривен. Это три-четыре тысячи рублей. Любой москвич сказал бы, что он платит еще больше. Но действительно, зарплаты-то там нищенские. Скажем, при зарплате на российские деньги в 10 тысяч рублей, он вынужден будет из них отдавать три-четыре за «коммуналку».
Но даже в абсолютных цифрах иногда Украина все равно идет впереди РФ. Потому что, например, за кубометр газа жители Киевской области платят почти 17 российских рублей, в то время как в России — платят, кажется, чуть меньше шести.
В этих условиях, конечно, человек, для того, чтобы он мог обеспечить существование себе, своим близким — ну, более-менее достойное, более-менее приемлемое хотя бы для выживания — он мечтает о том, чтобы попасть именно туда, на Запад. Пусть даже в качестве холопа.
Но он хотя бы получит там достойную оплату своего труда. Он сможет оплатить те самые, непомерные для него сейчас, тарифы жилищно-коммунальных услуг. Он сможет своим родителям оплатить какие-нибудь анализы или примитивное лечение. А некоторые люди, вживаясь в эти страны, получают возможность заработать даже пенсию, которая тоже очень сильно отличается от украинских пенсий.
Естественно, люди текут туда. То есть, получается, что — с одной стороны — Россия и все русское у них в сознании демонизировано. И им остается путь на Запад. Или жить у себя дома.
А на Западе они могут получить — пусть и холопское — но все-таки какое-то содержание. Какое-то денежное вознаграждение за свой труд. И хотя бы право на труд, которого нет на Украине, где очень сильна безработица.
— Но тем же Порошенко все это преподносится как невероятное достижение. То есть, люди едут в Европу, чтобы выжить, а он говорит об этом, как о «великой победе незалежной Украины»… Странная какая-то победа?
— Порошенко вынужден манипулировать. Собственно, за все свое президентство он выполнил может всего пару своих обещаний. И то весьма и весьма условно.
Чем он может похвастаться?
Только тем, что, действительно, была освобождена Надежда Савченко — но, правда, больше по воле российской стороны. И тем, что ввели безвизовый режим через несколько лет после заключения той самой ассоциации, ради которой, собственно, разрушили все постсоветское украинское государство.
Но безвиз — это, скорее, право на определенное холопство. Это право на батрачество. Это право людям ездить в некоторые страны, Восточной Европы, чтобы там батрачить. Потому что у себя на родине, они не могут даже батрачить за такие деньги. У себя на родине они могут только умирать.
Но, кстати, определенная часть граждан Украины — весьма прагматичная и рациональная — она выбирает другую сторону. Она выбирает Россию в качестве места своего трудоустройства. И здесь находится от двух до пяти миллионов человек в год на заработках. Это далеко не всегда лояльные по отношению к России люди. Но, по крайней мере, они демонизацию России не переносят на трудовые отношения.
Так что в данной ситуации Порошенко все это делает просто для пропаганды, для пиара, для рекламы — в конце концов, президентские выборы уже скоро. Он использует то, что есть. Он пытается играть на каких-то чувствах национальных, на националистических убеждениях.
Не зря же он открывал этот самый безвиз с такой помпой и процитировал: «Прощай, немытая Россия!»
Но получается, что безвиз, оказывается, был не для единения с Европой, а для того, чтобы, так сказать, Россию очередной раз ткнуть, что «она немытая» и вообще «не очень хорошая».
Все это очень трагикомично выглядит. Потому что на Украине гибнут люди в Донбассе. Умирают старики от недостатка лекарств. Там скоро полностью демонтируют вообще всю социальную сферу. Там рожать уже скоро станет бесплатно невозможно.
И вместе с тем, на фоне этих гигантских куч львовского мусора, который развозят по всей Украине уже в течение нескольких месяцев, и от которого не знают, как защититься сами жители Львова, Порошенко что-то там еще вещает о «немытой России»…
Фото ТАСС
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня