Появилась интересная информация, касательно последних ЧП в ВМФ США. Как вы помните несколько дней назад ракетный эсминец США «Джон Маккейн» получил приличную дыру в корме. По имеющей информации, 10 моряков погибли.
Еще пятеро получили различные травмы. Источники сообщили о непонятной потере рулевого управления ракетным эсминцем. Чуть ранее USS Fitzgerald столкнулся с торговым судном ACX Crystal под филиппинским флагом. Тогда в своих спальных каютах погибли семь моряков, и был серьезно поврежден корпус корабля. Нечто подобное совсем недавно произошло в небе штата Миссисипи. Неожиданно и без каких либо причин взорвался военно-транспортный самолет C-130 «Геркулес» с 15 морпехами на борту. Он перевозил боеприпасы.
В качестве одной версии «необъяснимых военных катастроф» эксперты рассматривают кибератаки, пишут американские СМИ. Неслучайно адмирал Джон Ричардсон, комментируя аварию с «Джоном Маккейном», заявил, что следователи будут тщательно анализировать вероятность внешнего взлома программного обеспечения и электронного оборудования эсминца.
А ведь скорее всего правда заключается в том, что …
… автоматизированные системы управления ракетными эсминцами и впрямь могли «заглючить» в самый неподходящий момент. И пока американские моряки переходили на ручное управление, получили удар в корму. Но причина скорее всего даже не в хакерах!
Обратите внимание, Пентагон многократно заявлял о своем недовольстве военными программными продуктами, особенно после их обновлений. Например, притчей во языцех явились вечные переделки управляющей программы истребителя 5-го поколения F-35. Кстати ПО этого самолета состоит из 8 млн. строк, не считая подпрограммы управления ракетами и бомбами.
Известно, чем сложнее и технологичнее устройство, тем больше нужно инженеров и тем выше вероятность ошибки в проектировании. Причем, прослеживается не прямая, а экспоненциальная зависимость. В равной мере, это относится и к разработке программного обеспечения. Между тем, в этой сфере правят бал фрилансеры. Считается, что американские программисты лучше работают вне офисов. Однако если зайти на форумы заокеанских айтишников можно узнать много интересного.
Вот типичные посты в сетях на эту тему:
«Я официально работаю в фирме, но в реальности сижу дома. Вот недавно получил заказ от военного подрядчика на приличную программку. Предложили 35 тысяч долларов за пару месяцев работы. Я согласился, но делать сам не стал, времени не было. На себя взял ядро, а подпрограммы разбросал шести парням из Украины, Китая и России. Каждому по 500 долларов. Ребята всё сделали за месяц, но я перепроверять не стал. Во-первых, это невероятно утомительно, во-вторых, я их давно знаю, и, в-третьих, тесты подтвердили работоспособность».
«Америка дошла до такого уровня, когда без программистов со всего света уже не может усложнять свои военные системы. Идти вперед становится невероятно сложно».
«Все, у кого есть доступ к заказам, обращаются к программистам из самых бедных стран. Таковы законы капитализма. По большому счету, фрилансеры даже не знают, что именно пишут. Им дают исходные данные и алгоритм. Короче, если готовая программа показывает тестовый результат, то внутрь никто не лезет. Дешевле и легче заказать новую программу. В принципе, достаточно легко залить какую-нибудь гадость, например, чтобы через миллион обращений программа начала глючить».
Кроме того, из форумов можно понять, чем выше статус программиста, тем чаще он перепродает заказы по дешевке, хотя бы, потому что перегружен контрактами. Вообще-то, судя по перепискам, очень многие американские заказчики и их зарубежные фрилансеры друг друга лично не знают. Естественно, такой подход снижает уровень взаимной ответственности и приводит к опасным ошибкам, в том числе и в военном программном обеспечении. Вот и получается, что какой-нибудь фрилансер (русский, украинский, китайский, не так уж важно какой) вполне мог убить мышкой 10 моряков «Джона Маккейна».
Естественно, Вашингтон обвинит хакеров, в данном случае, китайских, мол, не зря корвет ВМФ КНР следовал по пятам за американским эсминцем.
Интересно, как работают наши военные программисты? Кто и где пишет код для автоматизированной военной техники?
Источник