За подводными лодками охотилась и авиация. С патрулирующего самолёта или дирижабля можно было обнаружить лодку, идущую в надводном положении или под перископом. Во Вторую мировую войну противолодочные самолёты оснастили бортовым радиолокатором и детектором магнитных аномалий.
Морская противолодочная авиация США получила MAD (Magnetic Anomaly Detection – детектор магнитных аномалий) в 1942 году. Прибор позволял засечь подводную лодку, идущую на небольшой глубине. Правда, радиус его действия был небольшим, и самолётам приходилось патрулировать на малой высоте – до 90 м. Для уничтожения лодки самолёты вооружались глубинными бомбами, воспользоваться которыми сразу после обнаружения цели было невозможно: после сброса с самолёта они падали по параболе – а, значит, с большим перелётом.
Требовалось оружие, которое после отделения от носителя падало бы вертикально вниз.
«Остановить» глубинную бомбу в воздухе американцы решили с помощью реактивного двигателя. За основу была взята реактивная глубинная «Мышеловка» (корабельный противолодочный бомбомёт «Хеджхог» у которого в хвостовике вышибной заряд заменили на пороховой реактивный двигатель. Система получила название «Маустрэп» (Mousetrap – мышеловка)). Бомба запускалась назад против полёта, и её скорость гасила скорость самолёта. Она останавливалась и падала практически в месте пуска. Система получила обозначение VAR (Vertical Antisubmarine Rocket – вертикальная противолодочная ракета). Бомбы заряжались в рельсовые направляющие, которые монтировались под крылом противолодочных самолётов PBY «Каталина» и В-18 «Боло».
Чтобы бомбы накрывали целый участок, батарея заряжалась ракетами трёх типов, отличавшихся мощностью двигателя, а, значит, скоростью полёта и разным «тормозным путём». Бомбы падали в воду не по линии, а накрывали квадрат поверхности. Система VAR применялась до 1944 года, с её помощью было потоплено несколько немецких субмарин, но, когда те перестали погружаться и начали встречать летящие на малой высоте неуклюжие самолёты зенитным огнём, систему перестали использовать.
Чтобы штурмовая реактивная авиация могла использовать авиабомбы на низких высотах, бомбы тоже приходится «тормозить» в воздухе. Это делается с помощью парашютов или реактивных двигателей, сопла которых направлены навстречу движению. В некоторых случаях наоборот – с помощью реактивного двигателя ускоряют падение авиабомбы, чтобы она могла пробить броню или толстое железобетонное перекрытие.
Источник