Премьер-министр Украины Владимир Гройсман поздравил граждан с Днём авиации. По его словам, украинская авиационная и авиастроительная отрасли являются гордостью отечественной промышленности.
При этом глава правительства не назвал ни одного достижения современной Украины на этом направлении. Между тем в 2014 году Киев, разорвав сотрудничество с Москвой, практически прекратил выпускать самолёты. В наследство от СССР Украине достался мощный научно-конструкторский потенциал, однако итогом 26 лет независимости стала деградация авиапарка и производственных ресурсов. В чём корень бед украинской авиации, разбирался RT.
Поздравление премьер-министра Украины Владимира Гройсмана содержало достаточно много спорных утверждений о текущем состоянии украинской авиации и её истории.
«Мастерство и профессионализм украинских специалистов дают уверенные основания отнести Украину к мировому клубу стран, способных решать самые сложные задачи в области авиационного строительства», — заявил Гройсман, отметив, что развитие авиации входит в число приоритетных задач правительства.
Поздравление Гройсмана не обошлось без свойственной украинским политикам привычки присваивать современной Украине достижения советской эпохи и гордиться изобретениями учёных, которые сделали карьеру за рубежом.
«Авиационная и авиастроительная отрасли является гордостью отечественной промышленности, а изобретения украинцев — от первых моделей Игоря Сикорского до современных самолетов-гигантов «Руслан» и «Мрия» — является отдельным знаковым фондом мирового наследия авиастроения», — отметил Гройсман.
Напомним, что гениальный конструктор Игорь Иванович Сикорский родился в 1889 году в Киеве, который был частью Российской империи. В 1918 году он эмигрировал в США и стал отцом-основателем вертолётной школы. Сикорский — фамилия польского происхождения, а сам Игорь Иванович — потомок обедневшего рода белорусско-украинской шляхты.
- Грузовой самолет Ан-225 «Мрия»
- Reuters
- © Valentyn Ogirenko
Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», которые Гройсман приписал Украине, — это уникальные советские военно-транспортные самолёты. Обе машины были разработаны специалистами ОКБ им. Антонова (Киев) в 1980-е годы. С ликвидацией СССР Украина стала наследницей самых передовых на тот момент технологий, которые принадлежат знаменитому советскому КБ.
Без России
Флагманами украинской авиационной отрасли являются упоминавшийся выше киевский ГК «Антонов» (разработчик и производитель самолётов) и запорожский АО «Мотор-Сич» (двигателестроительная компания). Оба предприятия составляют авангард остатков высокотехнологичной промышленности Украины.
Финансовое состояние «Антонова» и «Мотор-Сича» даже в относительно благополучные 2000-е годы не было стабильным. Однако компаниям удавалось проводить модернизацию советских образцов. Важным стимулом развития конструкторской мысли было сотрудничество с Москвой.
- Самолет Антонов-225 Мрия на авиационном заводе имени Антонова в Киеве
- Reuters
- © Valentyn Ogirenko
Для Украины Россия была не только огромным рынком сбыта конечной продукции. Отечественные предприятия поставляли «Антонову» свыше 50% комплектующих. Таким образом «Антонов» осуществлял сборку самолётов в тесной кооперации с коллегами из РФ.
Техническая зависимость «Мотор-Сича» от России была намного меньше, чем у «Антонова». Однако доля российского рынка в объёме экспорта предприятия составляла 50—60%. В основном Москва закупала двигатели для вертолётов и военных кораблей.
В 2014 году Киев разорвал военно-техническое сотрудничество с Россией, которая была объявлена «агрессором». Последствия такого решения не заставили себя долго ждать.
Тяжелее всего пришлось «Антонову», который фактически лишили возможности производить самолёты. В 2016 году корпорация впервые не выпустила за год ни одной машины и на данный момент не имеет твёрдых контрактов на производство. «Мотор-Сич» смягчил удар лишь за счёт реализации контрактов, которые были заключены с Москвой до «революции достоинства».
В результате антироссийской политики Киева флагманы авиационной отрасли Украины накопили долги (в том числе перед Минобороны РФ) и значительно ухудшили своё финансовое положение. В условиях запрета на сотрудничество с Россией «Антонов» и «Мотор-Сич» занялись поиском инвесторов и новых рынков.
В ожидании заказов
В мире существует около десяти государств, которые способны осуществлять полный цикл разработки и производства самолётов. Это, прежде всего, США, Канада, Россия, Бразилия, страны Евросоюза (франко-германский Airbus), Великобритания, Швеция, Япония и Китай.
Номинально Украина входит в группу авиационных держав. Однако общая слабость национальной экономики и отсутствие обширного внешнего рынка сбыта лишает «Антонов» и «Мотор-Сич» перспектив нормального развития.
Кроме того, ситуацию для украинских предприятий усугубляют ещё два фактора: продолжающийся передел собственности между олигархами и монопольные позиции западных транснациональных корпораций на мировом рынке.
При этом украинское государство не в состоянии поддержать спрос на отечественную авиатехнику, несмотря на почти трёхкратный рост военного бюджета и гособоронзаказа.
- Самолёт Антонов-148
- Reuters
В сентябре 2016 года президент «Антонова» Александр Коцюба сообщил, что предприятие до конца года заключит контракт на поставку для нужд Минобороны трёх узкофюзеляжных самолётов Ан-148. В общей сложности военное ведомство Украины намеревалось заказать 10 воздушных судов, но контракты до сих пор не подписаны.
«Антонов» отчаянно ищет партнёров в Европе, Азии и на Ближнем Востоке. В частности, большие надежды возлагаются на Китай и Саудовскую Аравию.
Пекин проявляет интерес к Ан-225 — самому крупному в мире транспортному самолёту. В Киеве рассчитывают, что Поднебесная профинансирует достройку второго экземпляра «Мрии», который готов на 60-70%. На данный момент информация о достижении каких-либо конкретных договорённостей отсутствует.
Саудовская Аравия вложила деньги в проект многофункционального лёгкого транспортного самолёта Ан-132, который на 30-40% состоит из импортных комплектующих. 20 июня Коцюба заявил о том, что «Антонов» построит 20 машин, но не уточнил информацию о подписании контракта и сроках выполнения работ.
Однако выпуск 20 самолётов Ан-132 явно не спасёт тонущую в долгах компанию, так как саудовские инвесторы собираются развернуть производство украинских самолётов вблизи Эр-Рияда в 2020–2022 годы. Первая партия Ан-132 может стать последней для Украины.
Влияние Порошенко
Дополнительное разрушающее воздействие на авиационную отрасль Украины оказывают коммерческие амбиции президента страны Петра Порошенко, чьё официальное состояние составляет $940 млн.
Несмотря на обещание продать бизнес-империю, Порошенко по-прежнему входит в десятку богатейших людей Украины. Часть общественных деятелей и политиков Украины уверена, что глава государства является инициатором продолжающегося в стране передела собственности.
18 июля 2017 года кабмин Украины опубликовал постановление о ликвидации «Антонова» по причине невыплаченных долгов. Также основанием для ликвидации стал процесс вхождения в государственный холдинг «Укроборонпром».
15 августа Александр Коцюба, занимавший пост глав «Антонова» с июня 2016 года, подал в отставку.
Украинский журналист Вячеслав Коновалов убеждён, что за ликвидацией «Антонова» стоят «друзья из окружения президента Порошенко».
- Петр Порошенко на церемонии выкатки многоцелевого грузового самолета АН-132
- РИА Новости
- © Николай Лазаренко
В настоящее время тучи сгущаются над АО «Мотор-Сич». Генпрокуратура Украины (ГПУ) возбудила уголовные дела против руководителей компании. Топ-менеджеры обвиняются в финансовых махинациях и уклонении от уплаты налогов. Нарушения закона были якобы допущены в период проведения приватизации.
Однако далеко не все на Украине верят в стремление постмайданных властей выяснить истину. Например, экс-глава «Укрспецэкспорт» Сергей Бондарчук усмотрел в разбирательстве, которое затеяло ГПУ, стремление Порошенко захватить контроль над «Мотор-Сичом».
«Я вам хочу сказать, что Порошенко ещё в 2005 году очень хотел иметь влияние на это предприятие. Ведь когда я был директором «Укрспецэкспорта», то мне стало известно, что Пётр Порошенко хочет отнять 25% предприятия «Мотор Сич», — сказал Бондарчук.
Предположение эксперта подкрепляется тем фактом, что главным прокурором Украины является Юрий Луценко — политик, которого связывают дружеские отношения с Порошенко.
От КБ до ремонтного цеха
Политика украинского руководства и разрыв сотрудничества с Россией могут привести к полной деградации интеллектуальных и производственных ресурсов «Антонова» и «Мотор-Сича».
Если Киев не сможет найти новых зарубежных партнёров или радикально увеличить финансирование, то высокотехнологичные предприятия превратятся в ремонтные цеха, и Украина окончательно потеряет уникальную конструкторскую школу.
Заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко полагает, что украинская авиационная промышленность полностью лишена перспектив нормального развития.
«Причина бед украинского авиапрома заключается в небольшом объёме экономики страны, разрыве сотрудничества с Россией, чрезвычайной коррумпированности и нестабильной политической ситуации. С такой страной ни один инвестор, если он в здравом уме, не захочет иметь дело», — заявил RT Макиенко.
«На Украине существует немалый оптимизм по поводу экспортного потенциала «Антонова» и «Мотор-Сича». Столь инфантильные надежды невозможно всерьёз обсуждать. В лучшем случае украинские предприятия будут продавать за рубеж отдельные технологии», — пояснил Макиенко.
- Двигатель Д-18Т в цеху ОАО «Мотор Сич» в Запорожье
- РИА Новости
- © Марина Лысцева
По мнению эксперта, после распада СССР Украина смогла сохранить одну из лучших в мире конструкторских школ, однако высокие технологии «Антонова» и «Мотор-Сича» не востребованы за рубежом, включая Китай. Отчаянные попытки Киева занять на глобальном рынке нишу поставщика готовой продукции обречены на провал.
«На самом деле украинские самолёты никому не нужны. Китай создаёт собственный авиапром и вскоре это работа будет завершена. На западный рынок «Антонова» не пустят Boeing и Airbus. Аналогичная ситуация с двигателями «Мотор-Сича». Рынок держат General Electric, Pratt & Whitney и Rolls Royce», — отметил Макиенко.
«Не понимаю, почему в Киеве так уверены, что западные корпорации должны поделиться с Украиной даже маленьким кусочком пирога?» — недоумевает собеседник RT.
Как полагает Макиенко, украинская авиационная продукция не будет востребована и в России: «Сейчас самолёты «Антонова» нам не нужны. В случае восстановления нормальных отношений, Москве больше нет смысла их покупать. Силами «Ильюшина» Россия может полностью удовлетворять свои потребности».