На совещании, где рассматривался прогноз социально-экономического развития и основные направления налоговой и таможенно-тарифной политики РФ на 2018-2020 годы, премьер-министр Дмитрий Медведев заявил о росте российской экономики, несмотря на давление извне.
Федеральное агентство новостей побеседовало о сложившейся экономической ситуации с руководителем направления «финансы и экономика» Института современного развития Никитой Масленниковым.
— Формально, по макроэкономическим критериям, у нас четыре квартала подряд нет рецессии. Официальные данные по Росстату и оценки независимых экспертов говорят, что с 1-го по 2-й квартал рост усиливался. И что в годовом выражении у нас пусть и небольшой, но все-таки довольно внятный рост. Что же касается дальнейшего, то здесь точки зрения в значительной степени расходятся. Официальные экономисты прогнозируют рост ВВП по итогам 2017 года выше 2%. У Центрального банка прогноз на пересмотр поставлен несколько скромнее, по-моему 1,8%. А вот что касается экспертного консенсуса основных исследовательских центров и международных организаций, то здесь средняя оценка роста – 1,5%.
При этом все согласны что аномально высокий результат 2-го квартала повторить в этом году будет сложно, поскольку там сошлись воедино несколько разовых факторов. Поэтому вторая половина года будет скромнее. Я думаю, что мы закончим год ближе к 1,5%, с учетом того, что осень достаточно напряженная в плане международной экономики и количества рисков, которые могут реализоваться в «черных лебедей». Рост есть, но это, на мой взгляд, не повод для битья в литавры и победных маршей. Как у Булата Окуджавы, помните «А все-таки жаль: иногда над победами нашими встают пьедесталы, которые выше побед».
— Экономику ждут более существенные показатели роста?
— Нам не стоит заблуждаться. Нужно учитывать накопленные структурные ограничения, которые сложились за последние годы — по росту производительности труда и по недостаточному инвестированию экономики; по ее структурным характеристикам — аномально высокой доли государственного сектора; по зависимости от экспорта углеводородов. А также, нужно учитывать завышенный объем государственных расходов, слабую конкуренцию, достаточно непростое положение на рынке труда — в следующем году с него уйдет очень большое число людей, достигших пенсионного возраста. В силу всех этих ограничений темпы нашего роста вряд ли могут превышать вилку 1,5-2%, в среднесрочном периоде.
Но здесь тоже наблюдается различие в оценках. Минэкономразвития считает возможным повышать темпы роста на ближайшие три года выше 2%, а вот независимая экспертиза их наоборот снижает — еще два месяца назад было около 2%, сейчас примерно 1,8%, поэтому в этом году мы, скорее всего, приблизимся к потенциальному потолку нашего потенциального роста.
— А дальше?
— Дальше возникает извечная проблема — как переходить к новой модели экономического развития, с опорой на структурные реформы. Правительство, по поручению президента, обещало к середине октября показать план действий, который бы позволил достичь на трехлетнем треке темпов роста от 3% и выше. Это то, что необходимо для надежного и уверенного исполнения взятых на себя государством обязательств. В первую очередь — социальных. И прочих других. Рост есть, а счастья нет, потому что нет уверенности в его росте на среднесрочном горизонте.
— Точка перелома от падения к росту – это третий квартал прошлого года?
— Да. Мы, конечно, не падаем по формальным экономическим критериям, но это не значит, что по всем остальным показателям достигли уровня 2013 года. У нас наблюдается существенное отставание по реальным доходам населения. Не дотянули до докризисных показатели торговой розницы, строительные инвестиции. Пока более или менее благополучно с реальными зарплатами, промышленным выпуском, но это такие показатели, которые могут квартал или два квартала идти вперед, потом резко притормозят — и все. Они не дадут спад, но дадут сокращение, как например, случилось с промышленным производством. Второй квартал закончили с 3,5%, а в июле оказалось — 1,1%.
— Какие отрасли в лидерах по росту?
— Отрасли меняются. На данный момент экономику тащат вперед сектора добычи, в силу некоторой стабилизации на нефтяном рынке. Тащат производства электроэнергии, водоснабжения, в том числе и в сфере ЖКХ, вследствие аномальных погодных явлений. То отапливать надо, то кондиционеры включать. Подрастают показатели пищевой промышленности, производства непродовольственных товаров длительного пользования. К сожалению, сбавил темп химический комплекс – один из драйверов роста. Неплохие перспективы у сельского хозяйства. Мы имеем возможность активно продвинуться по экспорту сельхозпродукции.