США меняют своих послов в странах Центральной Азии. Эксперты считают, что за этим может стоять желание новой президентской администрации активнее влиять на ситуацию в регионе.
Стало известно, что посол США в Таджикистане Элизабет Миллард 31 августа покинет страну и перейдет работать в Бюро по делам Европы и Евразии в Государственном департаменте.
На официальном сайте посольства США в Таджикистане отмечается, что новый посол в эту страну ещё не назначен. Обязанности временно поверенного в делах посольства с 31 августа будет исполнять заместитель главы миссии Кевин Коверт.
Ранее, 4 июля, о намерении досрочно покинуть пост главы представительства США заявила и посол в Киргизии Шейла Гуолтни.
Наблюдатели считают, что увольнение посла могло произойти из-за желания американских властей сменить своего представителя в Бишкеке на сотрудника, который сумеет более активно продвигать интересы своей страны в Киргизии. Примечательно, что о решении досрочно покинуть страну было объявлено за 3 месяца до выборов президента Киргизии, которые назначены на 15 октября 2017 года. По данным источников ИА РЕГНУМ, заменой посла в Киргизии дело не ограничилось. В диппредставительство США в Бишкеке уже прибыл новый советник посла — «человек весьма опытный, талантливый, прошедший военную службу».
Что же касается Таджикистана, то, вероятно, смена главы миссии связана с новой стратегией США по Афганистану, предусматривающей увеличение американского военного контингента на 4 тысячи служащих. По словам Дональда Трампа, Белый дом решил оставить «всё как есть, и бороться до победы», а не повторять ошибки, сделанной в Ираке.
Именно в северных провинциях Афганистана, в непосредственной близости таджикских рубежей в последние месяцы наблюдается осложнение военно-политической обстановки и сообщается об увеличивающемся скоплении боевиков.
Между тем, Центральная Азия остаётся зоной стратегических интересов России, здесь действуют организации, в которых мы принимаем самое деятельное участие — Евразийский союз и ОДКБ. Остаются ли у России рычаги для того, чтобы нивелировать американское влияние в регионе?
— США продолжают давнюю стратегию — поджимают Россию по периметру её границ, — говорит декан факультета «Социология и политология» Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — И центральноазиатское направление тут не исключение. Пока у США нет предпосылок для каких-то серьёзных успехов в данном регионе. Тем не менее, американцы будут пытаться раскачать ситуацию в Киргизии, завербовать своих агентов влияния в Казахстане. Будут несколько «прессинговать» режима Рахмона в Таджикистане. Требовать сокращения сотрудничества с Россией.
В целом в ближайшие годы работа американцев будет латентная, в основном ориентированная на местные элиты. Будет выстраивать пул проамериканских чиновников в высших эшелонах власти. Особенно это касается Казахстана. В этой стране в элите существует разделение на три условных лагеря: пророссийский, прокитайский и прозападный. Естественно, США будут всячески усиливать прозападный лагерь, в ожидании того момента, когда начнётся борьба за наследство действующего президента страны.
В целом США продолжат работу с некоторыми направлениями исламистов. Как это они уже давно делают по всему миру. Поэтому и России нужно держать ухо востро. Нам тоже необходимо взаимодействовать с элитами, с молодёжью и т. д.
При этом надо уходить от практики безответных финансовых вливаний в государства Центральной Азии. За всякую помощь мы должны получать гарантии лояльности и прочие бонусы.
— Тот факт, что США остаются в Афганистане, нам на руку или наоборот?
— Американцы остаются в первую очередь исходя из своих интересов, вплоть до «крышевания» наркопотоков, которые из Афганистана идут в самые разные части света. Ну и геополитический фактор никто не отменял. США вполне могут манипулировать талибами, использовать их в качестве «карманных экстремистов», и при удобном случае натравить на Таджикистан, чтобы отвлечь внимание России от других направлений.
— Что касается смены послов, то я бы не делал пока выводов, — говорит американист Александр Домрин. — Вполне нормально, когда новая президентская администрация меняет в некоторых странах послов на более приемлемых, «своих».
Что касается Афганистана, то это было прогнозируемо. Трамп дал такой месседж представителям американского ВПК — мы вас не оставим без работы и финансирования. А вы голосуйте за меня.
В целом, данное решение отвечает интересам России, поскольку уход американских военных почти неизбежно приведёт к активизации действий запрещенного в России движения «Талибан». И весь этот потревоженный осиный улей, наверняка не остался бы в границах Афганистана, а перекинулся на сопредельные территории, в тот же Таджикистан.
Это тот редкий случай, когда сохранение военного присутствия США в каком-то регионе не противоречит интересам России.
— И всё же, собираются ли США усиливать своё влияние на постсоветское пространство в Центральной Азии?
— Трамп неоднократно заявлял о том, что не в интересах США вмешиваться во внутренние дела других стран. Буквально на прошлой неделе он снова повторил это публично. Другое дело, что Трамп далеко не всё контролирует во внешней политике Соединённых Штатов. И «вашингтонскому обкому» такая позиция президента не близка. Поэтому Америка будет продолжать использовать русофобские настроения вдоль российских границ. В Восточной Европе, в той же Польше, Прибалтике, на Украине подобная политика осуществляется без особого труда. Сложнее в Центральной Азии. Там руководители республик не хотят быть просто антироссийским тараном в руках США.
В своё время Узбекистан пытался заигрывать с Соединёнными Штатами. Однако после 2005 года, когда американцы попытались устроить цветную революцию в этой стране, заигрывания прекратились. Опять же и Киргизия пыталась дружить с США, даже разместила американскую базу на своей территории. Однако дружба была недолгой, Восток дело тонкое, руководители центральноазиатских стран понимают, что Америка далеко, и совершенно не является гарантией того, что они останутся у власти. По сути, у лидеров этих стран выбор небольшой — либо вести проамериканскую политику, либо разворачиваться в сторону России, либо идти в сторону исламизации. Я думаю, что пока для большей части республик Центральной Азии предпочтительнее вариант той или иной степени ориентации на Россию — по совокупности самых разных факторов. Во внешней политике Казахстан в большей степени будет вести собственную игру. Как и Туркменистан. Киргизия сохранит пророссийские позиции. Узбекистан и Таджикистан будут пытаться балансировать между Россией и саудитами и другими исламскими государствами. Ну а то, что США будут по-прежнему пытаться изменить баланс в регионе в своих интересах — очевидно.
Фото tj.usembassy.gov