Недавно в Мьянме обострился многолетний конфликт, вызванный религиозно-этнической враждой между мусульманским меньшинством и основным составом населения, исповедующим буддизм.
Оглавление:
С конца прошлой недели тревожные вести приходят из Мьянмы — небольшого государства в Юго-Восточной Азии, известного до этого разве что любителям экзотических путешествий в неизведанные места. Страна, где по приблизительным подсчетам проживает свыше 55 млн. человек, привлекает тех, кто интересуется старинным укладом жизни: многие традиции и ритуалы, которые присутствуют здесь в повседневной действительности, исчезают из культуры и обихода большинства народов планеты.
Но, оказывается, и в этом уголке планеты иной раз бушуют совсем не туристические страсти. Недавно в Мьянме обострился многолетний конфликт, вызванный религиозно-этнической враждой между мусульманским меньшинством и основным составом населения, исповедующим буддизм. Жертвами противостояния уже стали более 400 человек, а по меньшей мере 18,5 тысяч бежали в соседний Бангладеш. Конфликт в Мьянме привлек внимание и россиян — после того как сотни мусульман вышли на несанкционированную акцию в центре Москвы в знак протеста против политики мьянманских властей. Кроме того, свою позицию по ситуации высказали главы некоторых регионов России, в том числе и в довольно решительном стиле…
В праве на существование — отказать
Ситуация в Мьянме обострилась 25 августа, когда представители группировки «Армия спасения Аракан рохинджа» напали полицейские посты и армейские базы, отреагировав таким образом на преследования представителей этнической группы рохинджа, проживающей в штате Ракхайн (Ракхайнской национальной области) на западе страны. В ответ власти арестовали сотни представителей рохинджа, а также заявили об убийстве примерно 400 боевиков. Люди тут же устремились в соседнюю Бангладеш: беженцы заполонили поля, укрываются в самодельных хижинах. Они рассказывают о массовых убийствах, уничтожении и поджогах деревень, пытках и изнасилованиях, совершаемых солдатами в их краях. Власти же Мьянмы отрицают геноцид мусульман, обвиняя как раз их в том, что это они спровоцировали беспорядки.
Между тем, это уже далеко не первый инцидент на межэтнической почве в этой стране. В 2012 году даже объявлялось чрезвычайное положение после того как в упомянутом штате Ракхайн разгорелся конфликт между буддистами и мусульманами. Рохинджа тогда бежали в Таиланд, однако инцидент на этом не был исчерпан, так как в марте следующего года в том же штате были зафиксированы антимусульманские погромы. В октябре 2015 года исследователи из «Международной инициативы по борьбе с преступностью» Лондонского университета королевы Марии опубликовали отчет, составленный на основе раскрытых документов, свидетельствующий об увеличении изоляции, резни и ограничений по отношению к рохинджа. Авторы доклада обратили внимание на ситуацию с преследованием этого народа, призвав международное сообщество повлиять на ситуацию.
Вообще, ситуация с рохинджа дошла о того, что его сейчас чуть ли не официально называют самым преследуемым народом в мире. Рохинджа считаются «лицами без гражданства»: власти отказывается признавать их в качестве одной из этнических и религиозных групп, несмотря на то, что они живут там несколько поколений. Этот народ не имеет правовой защиты, а ограничения налагаются не только выбор вероисповедования, возможность получения образования, трудоустройство, но и на свободу передвижения и даже на количество детей — их разрешается иметь не более одного.
Изгои в своей стране
При этом истинные причины конфликта уходят корнями в историю еще глубже. Рохинджа считают себя потомками арабских торговцев, поселившихся здесь много поколений назад. Сам же термин «рохинджа» произошел от одноименного названия военно-политического движения 1950-х годов, ставящего целью автономию мусульманского региона. В 1942 году произошла первая бойня между рохинджа и араканцами-буддистами, после чего регион становился все более этнически поляризован. Число буддистов, убитых мусульманами, оценивается в 50 тысяч человек, утверждают историки, а десятки тысяч вынуждены были бежать.
С 1970-х годов теперь уже рохинджа стал подвергаться преследованию со стороны правительства и националистически настроенных буддистов. Надо признать, что напряженность между религиозными группам умело использовалась военными правителями Мьянмы. Демократия появилась в стране совсем недавно: первые свободные выборы прошли в ноябре 2015 года, в результате чего к власти пришла лауреат Нобелевской премии мира Аунг Сан Су Чжи, ранее находившаяся под многолетним домашним арестом. Однако проблема с межэтническими и межрелигиозными противоречиями никуда не делась, тем более что Мьянма по-прежнему позиционируется как исключительно буддистский регион, где эту веру исповедуют до 90% населения.
Нельзя забывать и том, что на росте противоречий сказывается крайне тяжелая социально-экономическая ситуация в стране, а в многострадальном штате Ракхайн — в особенности. По оценкам Всемирного банка, этот регион имеет самый высокий уровень бедности в стране (до 80 процентов), при этом отсутствие инвестиций со стороны правительства привело к лишению даже минимально необходимых социальных услуг, таких, например, как здравоохранение. Не самое позитивное отношение к властям складывается у рохинджа и вследствие лишения их пахотных земель, которые власти, словно в издевку, передают буддистиским поселенцам из других регионов Мьянмы.
Бикфордов шнур конфликта
«Действительно, Мьянма (по старому названию Бирма) — страна с преимущественно буддистским населением, и наравне с другими странами региона, она не избежала межэтнических, межрелигиозных конфликтов, — отмечает политолог, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин. — Хочу напомнить, что Аун Сан Су Чжи с приходом к власти обещала прекратить гонения на рохинджа, однако ее действия никак не повлияли на положение этого народа. К примеру, даже после созванного по ее инициативе в 2016 году конгресса-форума, направленного на возобновление мирного диалога, военные действия в штате Ракхайн продолжились как ни в чем не бывало».
Любопытен вот какой факт. Противостояние в этом регионе продолжается уже более полувека, и даже больше — если считать конфликты 1940-х годов. Однако, мировое сообщество, в том числе ООН, почему-то занялись ситуацией только в последнее время. Как обычно, в числе первых свою озабоченность проявил и Госдепартамент США. Как считают эксперты, регион сейчас попал в поле зрения международных игроков по простой и даже прозаической причине. Дело в том, считают некоторые эксперты, что претензии к Мьянме — это повод «уколоть» Китай, поддерживающий действующие власти страны, а также (что не исключено) и нынешнего союзника КНР — Россию.
В то же время, в нашей стране далеко не одобрительно восприняли гонения на мусульман. Тот же митинг в центре Москве, заявления лидеров преимущественно мусульманских регионов России показывают, что события в Мьянме не оставили равнодушных. Так, глава Чечни Рамзан Кадыров, известный своими прямыми, откровенными высказываниями, сравнил ситуацию в Мьянме с действиями надзирателей в фашистских лагерях смерти. «Власти этой страны лишили права на жизнь более миллиона рохинья, — отметил чеченский лидер на митинге в Грозном, организованном как раз в поддержку мусульман в Мьянме. — Их жалкие жилища горят в огне. Беззащитных людей разрывают на части, сжигают на кострах, топят в воде. Детей бьют об землю, бросают в огонь. За этим, молча, наблюдают ООН, Евросоюз, региональные организации Юго-Восточной Азии, короли, президенты, мировая пресса. Требуем наказания виновных и международного расследования преступлений против человечности».
Обеспокоенность сложившейся ситуацией высказал и глава соседнего с Чечней Дагестана Рамазан Абдулатипов. В своем заявлении он подчеркнул, что «стороны конфликта должны придерживаться международного права, не разжигать насилие и стремиться решать проблемы только мирным путем». «Мир и согласие в регионах, где проживают представители разных национальностей и вероисповеданий, возможны только при развитии культуры взаимоотношений и с учетом интересов всех сторон», — убежден Рамазан Абдулатипов. Совет муфтиев России также отреагировал на события в Мьянме. Как подчеркнула руководитель пресс-службы организации Гульнур Газиева, муфтий Шейх Равиль Гайнутдин обратился к международным организациям с просьбой не оставлять ситуацию без внимания. «Там уничтожаются ни в чем не повинные люди просто потому, что они представляют другую нацию. Такие организации, как ООН, должны вмешаться», — отмечают в российском Совете муфтиев.
Время взвешенных решений
С другой стороны, нынешняя кровавая история в Мьянме – повод взглянуть на нее и под другим углом. К примеру, некоторые аналитики обращают внимание, что наибольший всплеск гонений властей, в том числе силового давления, начался после того, как в регионе начала действовать (и действовать достаточно дерзко, жестко) упомянутая выше «Армия спасения Аракан рохинджа». Имеются сведения, что данная организация была сформирована при участии Саудовской Аравии после 2012 года. Британская Guardian недавно открыто написала, что, «хотя рохинджа страдали от притеснений десятилетиями, недавняя вспышка насилия считается опасной эскалацией, потому что ее спровоцировала новая военизированная группировка рохинджа под названием «Армия спасения Аракан рохинджа» — Arakan Rohingya Salvation Army. «Радикальные религиозные лидеры в преимущественно буддистской Мьянме разожгли антимусульманские настроения и обвиняют гуманитарных работников в том, что они предвзято занимают сторону рохинджа», — отмечается в статье.
Интересна и позиция Соединенных Штатов в этой истории, которые, с одной стороны осуждают власти Мьянмы за их силовое решение проблемы, однако, не реагируют на действия группировок исламистов. «Создается впечатление, что Госдеп заранее выдал индульгенцию «Армии спасения», какими бы жестокими ни были ее действия», — подчеркивает Михаил Ургалкин. Как бы то ни было, пока от ситуации страдают преимущественно мирные люди. Так, прекращена реализация программ по предоставлению гуманитарной помощи населению. «Сотрудники Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Фонда ООН в области народонаселения и ЮНИСЕФ более недели не проводят полевых работ в штате Ракхайн, что затронет и бедных жителей-буддистов, и рохинджа», — говорится в статье Guardian. Без доступа к продовольствию, в частности, уже остались свыше 250 тысяч человек, а это — прямой путь к голодной смерти…
Президент России Владимир Путин в ходе беседы с президентом Египта Абдельфаттахом Сиси на полях проходящего сейчас в Китае саммита БРИКС выразил крайнюю озабоченность происходящим в Мьянме. Он и его египетский коллега осудили любые проявления насилия, от кого бы они ни исходили и против кого бы ни были направлены, в том числе против мусульман. Главы двух государств призвали власти страны взять ситуацию под контроль как можно скорее. В свою очередь, Министерство иностранных дел России также призвало все вовлеченные в конфликт в Мьянме стороны вернуться к налаживанию диалога. Как отмечается в комментарии Департамента информации и печати МИД РФ, в ведомстве внимательно следят за положением в Ракхайнской национальной области Мьянмы. «Обеспокоены сообщениями о продолжающихся боестолкновениях, приведших к жертвам как среди мирного населения, так и силовых структур правительства, о резком ухудшении гуманитарной обстановки в этом регионе стран, — отмечается в заявлении. — Призываем все вовлеченные стороны к скорейшему налаживанию конструктивного диалога в целях нормализации ситуации в русле рекомендаций Консультативной комиссии во главе с Кофи Аннаном».
При этом Россия осуждает и вооруженную вылазку боевиков «Армии спасения». Как отмечают в МИД РФ, «решение существующих в Ракхайне проблем, имеющих сложный, комплексный характер, возможно исключительно политическими средствами, путем налаживания диалога между представителями всех национальностей и конфессий в целях социально-экономического развития данной области».