Президент России Владимир Путин в очередной раз поставил задачу решить демографическую проблему на Дальнем Востоке и добиться в ближайшие три года устойчивого демографического прироста.
Как следует из его выступления на Восточном экономическом форуме, «главный, консолидированный, самый ценный показатель происходящих на Дальнем Востоке изменений — формирующаяся позитивная демографическая динамика».
«Впервые за четверть века в Хабаровском крае, на Сахалине, в Якутии, на Чукотке начала расти численность населения», — констатировал Путин.
Впрочем, президент умолчал, что в целом по ДФО прироста нет, наоборот, население в большинстве регионов, особенно в Магаданской области, на Камчатке продолжает сокращаться.
По словам президента, всё меньше жителей уезжает с Дальнего Востока. «Отток ещё, к сожалению, есть, но в целом по Дальневосточному федеральном округу за первое полугодие он сократился в три-пять раз», — указал глава государства.
Между тем, министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что власти будут модернизировать программу мобильности населения. «Будем модернизировать программу мобильности населения», — сказал Топилин. Речь идет о выплатах для переезжающих работать на Дальний Восток. По словам главы Минтруда, вся программа на повышение мобильности составляет — внимание! — 300 миллионов рублей.
Согласно недавнему опросу ВЦИОМ, свыше 52% населения России готовы переехать и работать на Дальнем Востоке при условии, что будет жилье и зарплата свыше 50 тысяч рублей. Однако если на 70 миллионов готовых переехать разделить упомянутые 300 миллионов рублей…
Уже второе десятилетие говорится о необходимости развивать Дальний Восток, реализуются масштабные и сверхзатратные проекты, вроде строительства университета на острове Русский. Однако население и экономический потенциал ДФО от этого мало выигрывают.
Есть ли шанс, что теперь ситуация с развитием Дальнего Востока будет действительно переломлена или эта задача так и будет оставаться во многом предметом пиара для руководства России?
— Развитие Дальнего Востока — это даже не то, что хотелось бы, это то, без чего нельзя говорить о развитии страны в целом, — говорит генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлёв — Центральная Россия сегодня не может дать Российской Федерации больших драйверов для развития, поскольку из этой территории столько много выкачивалось за последние сто лет. Нельзя корову много лет недокармливать, а потом ждать от неё много молока и телят. Поэтому никуда нам не деться от развития Арктики, Восточной Сибири и Дальнего Востока. Конечно, повторяю, если мы не собираемся и дальше стагнировать и деградировать экономически и не только.
Решить эту задачу неимоверно тяжело, поскольку вложения нужны очень большие. А ещё важнее понять, для чего делаются эти вложения. Если мы строим новые заводы на своём Дальнем Востоке, сразу встаёт вопрос, куда пойдёт их продукция. Нужны рынки сбыта, причём не только в своей стране, но и в соседних. В 15 веке было достаточно, чтобы город кормил сам себя. Но сегодня при узкой специализации труда на большинстве производств, не один регион не может жить, если он что-то не экспортирует. А есть ли у нас понимание, куда мы будем поставлять свою продукцию (если не брать в расчёт углеводороды и необработанную древесину, которую мы и так поставляем десятки лет и большой занятости населения это не даёт)?
Идея вывоза наших товаров с высокой добавленной стоимостью в Китай мне нравится, но есть сомнения в том, что она будет реализована. Нельзя сказать, что это невыполнимая задача. Но она потребует усилий не меньших, чем в своё время были потрачены на освоение Космоса. Если же нет понимания, где и для чего мы строим, то может получиться как с космодромом «Восточный» — давали, давали деньги, а строительство всё что-то стопорилось. И пока лично президент России не прилетел, всё так и шло, ни шатко, ни валко, обогащая отдельно взятых чиновников. У нас до сих пор государство в основном рассматривается как донор госпрограмм. В то время как оно должно быть ещё и контролёром.
— Если не современные станки, то хотя бы древесину какой-то степени переработки мы можем поставлять в тот же Китай?
— Можно сделать и гораздо больше, но, повторяю, вопрос в том, готово ли руководство страны к тому, чтобы всерьёз и надолго идти по этому пути. Собственно, Восточный экономический форум имеет целью как раз призвать иностранцев, чтобы они с выгодой для себя помогли нам реализовать эту задачу. Мы как бы признаём: у нас в одиночку не получается, давайте вместе. Опять же не уверен, что многим жителям Дальнего Востока нравится подобный подход. Жители Читы, наверняка не хотят, чтобы у них стало ещё больше китайских или иных иностранных бизнесменов. У них и так там скоро русские станут национальным меньшинством. И когда чиновники говорят о том, что рождаемость в ДФО увеличивается, хотелось бы знать, за счёт кого.
— Тем более что в самых проблемных с демографической и социально-экономической точек зрения областях, таких как Камчатский край и Магаданская область, например, согласно статистике, численность населения постоянно снижается за последние 20 лет.
— В целом у нас по Дальнему Востоку за последний год рождаемость ниже смертности. И даже миграция не способна обеспечить рост численности населения во многих регионах.
— Между тем, за громкими словами стоят, в частности, 300 миллионов рублей, которые были выделены на то, чтобы стимулировать мобильность населения России, переезд в ДФО.
— Я бы сказал даже больше. Несколько лет тому назад, когда ещё представителем президента в ДФО был Виктор Ишаев, состоялось заседание правительства. Выступал и сам Ишаев, и другие министры, все говорили о том, как хорошо бы было бы реализовать разные проекты на Дальнем Востоке. В итоге встал министр финансов и сказал что-то вроде: денег я не дам. На том всё и закончилось. У нас в стране парадоксальная ситуация, когда Минфин — едва ли не главнее всего правительства РФ и способен кардинально влиять на стратегические проекты.
— Может быть, на самом деле в руководстве России особенно не верят, что смогут поднять наш Дальний Восток, сделать его одним из развитых регионов не только России, но и всего мира? И поэтому больше имитируют деятельность, чем реально делают?
— Я думаю, что лично Владимир Путин и его ближайшее окружение хотели бы сделать ДФО одним из передовых в России. Хотя бы потому, что о периоде их правления будут судить именно по тому, сумели ли они сделать что-то для будущих поколений или просто дали разворовать огромные деньги, выделенные на развитие Дальнего Востока. А что касается среднего чиновничьего звена, то там особого желания сворачивать горы не наблюдаются. Они живут по принципу: я не отвечаю за всю жизнь, я отвечаю за каждый квартал в отдельности.
— Я думаю, если бы первые лица страны всерьёз надавили на средних чиновников, то процесс бы пошёл, по крайней мере, активнее, как, например, в Крыму.
— В Крыму особая ситуация. Там она не только экономическая, но и политическая. Кроме того, имеет место человеческий фактор: для Владимира Путина Крым — это не экономическая задача, а личные эмоции, он воспринимает всё, что происходит с полуостровом последние три года как свой вклад в историю. К тому же, Крым всё-таки нельзя сравнивать по территории с Дальним Востоком.
— Понятно, что отток населения из ДФО не будет остановлен, пока для молодых людей там не появятся перспективы хорошего заработка и карьерного роста, — говорит генеральный директор Международного центра развития регионов Игорь Меламед — На мой взгляд, многое делается. Конечно, не так быстро, как хотелось бы, но крупные проекты понемногу запускаются. ДФО занимает сейчас первое место в стране по количеству прорывных проектов, которые здесь реализуются. С жильём несколько хуже. Есть проблемы и с мобильностью. Периодически сокращается количество внутренних авиарейсов. Сейчас ввели систему дотаций, позволяющую некоторым слоям населения покупать дешёвые авиабилеты. Но надо распространять эти дотации на всё население, чтобы люди знали, что раз или два в году они могут слетать в Центральную Россию, в Европу или Китай. Пока же для многих такие полёты — из области фантастики.
Если люди будут иметь работу, перспективу, жильё, и не будут себя чувствовать оторванными от остальной страны, то никакой потребности в том, чтобы уезжать, у них не будет. Ну, за исключением тех регионов, где уж очень холодно.
— Какие проекты, из тех, что реализуются, способны удерживать и притягивать россиян на Дальний Восток?
— Скоро начнёт работу завод по ремонту подводных лодок «Звезда», запущен космодром «Восточный», строится город при нём примерно на 50 тысяч жителей, строится СПГ-завод в Приморском крае, газохимический комплекс в Амурской области. И там же, на Амуре, уже ввели противопаводковую ГЭС. Две ещё собираются построить. И таких проектов, в том числе ориентированных на рынок Юго-Восточной Азии ещё несколько.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).