О том, как создается будущий покоритель поля боя и как тестируется его вооружение, расскажет журналист Алексей Егоров в новом выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
Российский танк Т-14 «Армата», а также машины созданные на его платформе, уже становись героями программы «Военная приемка». Местами съемок выбирались полигон, стрельбище, а также завод в Нижнем Тагиле, где создается броневой щит страны. Революционным шагом в создании нового поколения бронетанковой техники, по всем характеристикам превосходящего все имеющиеся образцы танкостроения ведущих стран мира, называют «Армату» признанные эксперты. Причем, это уже не опытный образец: танк, еще вчера считавшийся перспективной разработкой, начинают производить в серийных объемах.
О том, как создается будущий покоритель поля боя, как тестируется его вооружение и совершенствуется электронная начинка, расскажет журналист Алексей Егоров в очередном выпуске программы «Военная приемка» на телеканале «Звезда».
Всей мощью огня
На проходившем недавно Международном военно-техническом форуме «Армия-2017» Т-14 впервые был представлен широкой публике. Причем, по словам начальника отдела нового проектирования Уральского КБ «Трансмаш» Дмитрия Авраменко, для всеобщего обозрения была выставлена реальная, боевая машина, изготовленная в рамках госконтракта с Минобороны России. Более того, этот танк — из той самой первой сотни машин, которая скоро уйдет в войска.
В «Армате» уникально многое. И в том числе — ее боевые средства. К примеру, как заверяет главный конструктор АО «Завод №9», где производят артиллерийские системы, Анатолий Тарнаев, пушка Т-14 способна выиграть дуэль с любыми современными танками, существующими на Западе, а также с перспективными машинами, которые еще только будут созданы. «Оно дальше бьет, — говорит конструктор об этом орудии, — у него выше бронебойность. Оно может производить большее количество выстрелов за определенный отрезок времени».
АО «Завод №9» в Екатеринбурге — то место, где производят пушку для «Арматы». Здесь вытачивают ствол, изготавливают казенник, люльку, создают множество других деталей, названия которых понятны только специалистам. Потом все это собирают в единое изделие, и именно так и рождается танковая пушка. При этом, по словам военного представителя Альберта Зубаирова, каждое орудие, изготовленное для серийных танков, в обязательном порядке попадает на испытательную базу. Здесь пушка проходит стрельбовые испытания, которые организуются в два этапа: первый включает в себя проверку на функционирование и прочность, второй — пристрелку. Дело в том, что каждый ствол (хоть пистолета, хоть танковой пушки), имеет свои индивидуальные особенности. Чтобы выявить эти отличия, и нужна пристрелка.
Стоит отметить, что на «арматовском» стволе использованы такие технологии, какие прежде не применялись ни на одном танке. Как отмечает гендиректор АО «Завод №9» Михаил Матвиенко, в технологии изготовления орудия для Т-14 использованы такие оригинальные процедуры, как автофретирование (упрочнение канала), а также применена новая технология хромирования канала, что значительно повысило живучесть ствола. Кроме того, на пушке «Арматы» использованы термозащитные кожухи, которые не позволяют солнечному свету изгибать ствол при нагревании.
Комфорт в суровой начинке
Электронные «мозги» «Арматы» создаются на научно-производственном объединении «Электромашина». Гендиректор предприятия Игорь Афанасьев отмечает, что его НПО производит не менее 55 наименований изделий для Т-14, причем половина была разработана специально для этой платформы «В танке Армата» шире используются цифровая электроника, принцип искусственного интеллекта и самодиагностики, — говорит Игорь Афанасьев. — Плюс унификация, когда блоки подходят и для Т-14, и для других машин на этой платформе».
Именно в этом и заключается новая идеология российской армии: максимум взаимозаменяемости. В мирной жизни это экономит средства, в бою — сокращает время восстановления подбитых машин. Например, унифицированные системы пожаротушения, как утверждает главный конструктор НПО «Электромашина» Владимир Дремов, расположены во всех защищаемых отсеках объекта — в капсуле, где находится экипаж, в моторно-трансмиссионном и боевом отделениях. Датчики температуры, оптические датчики, встроенные огнетушители — все это собрано в одну систему, которая мгновенно реагирует на угрозу огня.
Обитаемая бронекапсула — еще одна прорывная новинка «Арматы». Главный конструктор танка, генеральный директор КБ «Трансмаш» Андрей Терликов отмечает комфортность пребывания экипажа на своих местах. У командира и наводчика имеются многофункциональные дисплеи, оборудованы понятные органы управления системой вооружения, позволяющие обнаруживать, распознавать и максимально эффективно поражать любые цели. В танке нет привычных рычагов: их заменяет штурвал, а также автоматическая коробка передач. Еще из удобств — очистка триплексов специальной смесью.
Электроника для поля боя
«Начинка» машины проходит жесткое испытание экстримом, в том числе водой и низкой температурой. Вся аппаратура во время этих тестов работала безотказно. В этом, к слову, один из главных принципов «Арматы» — любой из элементов машины должен выдерживать значительную нагрузку. На испытаниях блоки подвергали суровому механическому воздействию. И тому есть основания. В бою им предстоит работать в куда более экстремальных условиях. К примеру, автомат заряжания, примененный на новой машине, — одно из наиболее важных и загруженных в боевой обстановке устройств. Кстати, на танках зарубежных стран эту технологию начали внедрять относительно недавно, тогда как у нас она уже используется давно и повсеместно. А для Т-14 автомат заряжания выполнен по новой технологии. Он позволяет регулировать скорость подачи снаряда. Такое необходимо, когда в пушку заряжаются специальные боеприпасы.
Предельным нагрузкам при испытаниях подвергается и вся механика «Арматы». В том числе, её ходовая часть. На стенде динамических автономных испытаний трансмиссии танк можно заставить «проехаться» по болоту, снегу или песку, забраться на гору или спуститься с нее. В итоге, еще до полевых исследований разработчики понимают, каков, например, ресурс коробки передач. И, как уверяют создатели, эти теоретические расчеты не расходятся с практикой.
Как отмечает начальник сектора отдела проектирования КБ «Трансмаш» Илья Онегов, на Т-14 все системы дублируются, то есть управление осуществляется как в электронном, так и в ручном режимах. Принцип дублирования повторен и в оптике – у танка есть и телевизионная, и тепловизионная камеры. Кстати, по словам заместителя генерального директора холдинга «Швабе» Сергея Попова, преимущества оптических приборов «Арматы» в том, что они обеспечивают отличный обзор в любой непроглядной тьме, в дыму, в тумане. Важно также отметить, что танк обеспечивает интеграцию в автоматизированную систему управления тактического звена. То есть, машина будет иметь связь с любым беспилотником, находящимся над полем боя, с самолетом, с наземным штабом.
Защита без компромиссов
Новая машина для российских танковых войск оборудована широким спектром систем защиты. Например, от оружия массового поражения. В изолированной капсуле экипаж может длительное время находиться на зараженной местности без риска для жизни. Защите в Т-14 в целом уделено приоритетное внимание. К примеру, на машине применены средства снижения вероятности обнаружения противником. Речь идет о специальном покрытии, которое снижает заметность в различных диапазонах. Предусмотрена также защита от средств наведения противотанкового оружия противника, основу которой составляет система выпуска аэрозольных смесей, препятствующих проникновению лазерных лучей прицельных устройств противотанковых ракет. Кроме того, на танке установлен комплекс активной защиты, который выявляет факт подлета снаряда или ракеты и отстреливает защитный боеприпас, который уничтожает атакующее боевое средство. Нечто похожее стоит на Т-90: система активной защиты «Арена» засекает приближающуюся ракету, вычисляет траекторию ее полета, и уничтожает встречным выстрелом.
Предпоследний рубеж обороны — динамическая защита нового, современного уровня. Кстати, ей Т-14 оснащен и в своей верхней проекции. Ну и последней врага встречает броня, в изготовлении которой также применены свои секреты. Как отмечает заместитель генерального директора корпорации «Уралвагонзавод» Вячеслав Халитов, уникальная броня была специально разработана под «Армату». «Она позволяет выдерживать любые современные и даже перспективные боеприпасы», — подчеркивает представитель предприятия. На защиту также работает обшивка внутреннего пространства «танка, которая сделана из специальной ткани типа «кевлар». Она позволяет защитить экипаж от осколков, отлетаемых от внутренней части брони при попадании в корпус снаряда или ракеты. Есть еще комплект дополнительной защиты для действий в городских условиях. В него входят решетчатые экранные проекции, которые отсекают противотанковые средства. Кроме того, машина оборудована системой защиты от мин с магнитными взрывателями. Она искажает электромагнитное поле танка и «дезинформирует» мину о месте нахождения машины. В итоге мина подрывается задолго до того, как «Армата» подъедет к месту ее закладки.