В ночь на понедельник, 11 сентября, полиция Украины возбудила уголовное дело по факту прорыва польско-украинской границы экс-президентом Грузии, экс-губернатором Одесской области Михаилом Саакашвили и его сторонниками.
Дело открыто по статье 332 УК Украины («Незаконная переправка лиц через государственную границу»). Она предусматривает лишение свободы на срок от трех до семи лет, если действия были совершены по предварительному сговору группой лиц.
Напомним: в минувшее воскресенье Саакашвили осуществил давнюю «угрозу» — с громким скандалом прорвался-таки на территорию Украины. Ранее личным указом президента Украины Петра Порошенкогрузинский политик был лишен украинского гражданства, и не имел действующего паспорта. Именно поэтому его обещания вернуться в «незалежную» воспринимались как блеф. Однако воскресные события показали, что для Киева ситуация принимает серьезный оборот.
«Прорыв» Саакашвили происходил из Польши. В Пшемысле политик сел на скоростной поезд до Киева. Вариант был неплох: пограничники заходят в вагоны для проверки документов уже на украинской территории, на станции Мостиска-2 в пяти километрах от границы. Видимо, Саакашвили считал, что оттуда в Польшу его возвращать не будут.
Однако поезд, который должен был отправиться в путь в 14:07 по московскому времени, простоял на станции до 15:40, после чего его отменили вовсе. По громкой связи объявили, что поезд не отправится, пока его не покинет «персона, чье нахождение на Украине незаконно».
Экс-президент Грузии и его соратники не выходили до последнего, несмотря на негодование попутчиков. «В этом тамбуре мы стоим за Украину. За то, чтобы две революции закончились наконец победой», — говорила журналистам лидер партии «Батькивщина» Юлия Тимошенко.
В итоге пассажиров пересадили в автобусы, причем уже в пути изменился маршрут: на границе автобус с Саакашвили пошел не к КПП «Краковец», как было анонсировано, а к КПП «Шегини».
Но все попытки остановить Михаила Саакашвили закончились провалом. Сторонники экс-президента Грузии взяли политика в кольцо и прорвали кордон пограничников. Никаких ответных мер силовики не предприняли. После чего, как отметили в Госпогранслужбе Украины, началась драка с погранцами.
Впрочем, Михаил Саакашвили в ней не участвовал: вместе с соратниками он уехал в сторону Львова. Вечером стало известно, что в неофициальной столице Западной Украины экс-президент провел встречу за ужином с мэром города Андреем Садовым. По сообщениям СМИ ресторан, где она происходила, был оцеплен бойцами с нашивками батальона «Донбасс». После полуночи политики вышли к журналистам. Садовый заявил, что приветствует возвращение Саакашвили на Украину. В свою очередь, экс-президент Грузии возмутился попаданием своих данных в базу сайта «Миротворец», и обвинил в этом лично министра внутренних дел Украины Арсена Авакова.
Что стоит за возвращением Саакашвили на Украину, чем это грозит Петру Порошенко?
— Порошенко боится Саакашвили — человека, который обзывает украинского лидера последними словами, но при этом имеет поддержку на Западе, — считает директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. — Понятно, что президент Украины хотел бы от такого критика избавиться. Но то, как Порошенко пытался это сделать, говорит лишь о глупости киевской власти.
Михаил Саакашвили не считался на Украине маргинальным политиком, но, бесспорно, до последнего времени не представлял для Киева угрозы. Он не мог претендовать на президентский пост, за ним не было сильной партии. По сравнению с ведущими украинскими политиками, занимающими оппозиционную нишу — например, с Тимошенко или Бойко, — у Саакашвили всегда было небольшое число сторонников и маленький рейтинг.
Но проблема в том, что на Украине в последнее время, на фоне самоуверенной наглости Порошенко, который дал понять, что не собирается покидать президентское кресло, начали созревать условия для естественного протеста. Эта атмосфера готовила объединение всех противников Порошенко. Нужен был лишь хороший повод, чтобы эти люди собрались в одном месте. Этим поводом и стало возвращение на Украину Михаила Саакашвили.
— Саакашвили делал на это ставку?
— Думаю, сам экс-президент Грузии не рассчитывал на такую звонкую пощечину Порошенко, какая в итоге получилась. Он играл ва-банк, и, видимо, делал ставку на глупость украинской власти. И, как видим, не прогадал.
Порошенко ничего не стоило спокойно впустить Саакашвили, выдать ему бумагу, что он является человеком без гражданства, и начать процесс экстрадиции. В этом случае для украинского президента не возникло бы никаких прямых угроз. Зато сейчас такая угроза появилась.
«Прорыв» продемонстрировал слабость как самого Петра Порошенко, так и украинских государственных институтов. В том числе, МВД, СБУ и всех структур, которые были нацелены на то, чтобы не впускать Саакашвили в страну. По сути, со скандалом прорвав пограничный контроль, экс-президент Грузии продемонстрировал коллапс украинской государственной структуры — показал, что власть на Украине силовиков не контролирует.
Никто из пограничников не оказал Саакашвили и его сторонникам серьезного сопротивления, не было никаких предупредительных выстрелов в воздух. Вы можете представить, чтобы нечто подобное происходило в Венгрии или Польше, не говоря про Россию?!
— Что означает «прорыв» с политической точки зрения?
— Это большой успех как самого Саакашвили, так и всех, кто ненавидит Порошенко. Они довольны, что президент впервые получил такую звонкую пощечину. Причем, получил ее от майданной оппозиции, которую он не может уничтожить, как репрессированную политическую оппозицию.
У Саакашвили и Тимошенко никакой другой политической программы, отличной от программы Порошенко, нет. Все они — члены одной команды.
— Как теперь будет развиваться ситуация?
— Наиболее вероятный сценарий — нахождение компромисса с участием посла США. Иначе дело грозит внеочередными президентскими выборами на Украине, которые американцам не нужны. Насколько я понимаю, Саакашвили действовал без разрешения «вашингтонского обкома», но привел к событиям, которые могут перевернуть всю шахматную доску «незалежной».
— США отстранились от конфликта на Украине, но, видимо, дали «добро» на усиление власти Петра Порошенко, — отмечает политолог, директор Института политических исследований Сергей Марков. — Между тем, Украина существует фактически в условиях подавленной гражданской войны. Юго-Восток страны, где сильны пророссийские настроения, только и ждет удобного момента, чтобы выступить против Киева. Нереализованные обещания нынешней украинской власти, плюс разгромленные социальные и экономические институты лишь усиливают недовольство внутри «незалежной».
При таком раскладе усиление власти Порошенко, одобренное Вашингтоном, де-факто означает переход к диктатуре.
Вместе с тем, американские кураторы не дали Петру Порошенко разрешение на силовое подавление своих политических противников. Тем не менее, все противники главы украинского государства активизировались с целью не допустить окончательного превращения Порошенко в украинского Пиночета.
Именно эта активизация привела к образованию коалиции вокруг достаточно случайной фигуры в украинской политике — Михаила Саакашвили. Помимо Юлии Тимошенко и Андрея Садового, в коалицию вошел бывший глава Службы безопасности Украины, лидер движения «Справедливость» Валентин Наливайченко. Накануне приезда Саакашвили он, в частности, заявил в эфире украинского телеканала NewsOne, что пограничники получают «незаконные оперативные указания» по задержанию экс-президента Грузии, и предупредил об ответственности за выполнение таких приказов.
Наливайченко, напомню, по заявлению экс-руководителя СБУ Александра Якименко, был завербован Центральным разведывательным управлением США в то время, когда работал генеральным консулом украинского посольства в Вашингтоне, и поддерживал контакты с американской разведкой после ухода с дипломатической службы. Он был одним из активных участников Евромайдана, и стоял за организацией движения «Правый сектор» *. Именно благодаря его усилиям — при поддержке боевиков — Саакашвили и удалось прорвать пограничный кордон.
— Чем «прорыв» Саакашвили осложняет жизнь Петру Порошенко?
— «Прорыв» ставит Порошенко перед трудной дилеммой. Украинский лидер, по договоренности с США, не может ни посадить Михаила Саакашвили за решетку, ни выдать его руководству Грузии, ни дать приказ пристрелить бывшего грузинского лидера.
С другой стороны, Саакашвили, прорвав границу, наглядно демонстрирует слабость Порошенко. Он показывает, что глава украинского государства оказался не в состоянии контролировать ситуацию и навязывать правила игры.
Порошенко все это совершенно не на руку, учитывая, что по популярности он уже сейчас уступает и Тимошенко, и главе «Оппозиционного блока» Юрию Бойко.
Думаю, Порошенко хотел бы жестко отреагировать на действия Саакашвили, и не раз в ходе «прорыва» консультировался с послом США на Украине. Но, видимо, неизменно получал инструкцию: урегулируйте проблему мирными средствами.
Проблема, я считаю, в том, что Петр Порошенко не может ослушаться американцев. В конце концов, верховная власть на Украине принадлежит сейчас представителям США, а Порошенко является лишь главой оккупационной администрации.
Саакашвили же, по сути, сейчас жестко ставит вопрос о власти в «незалежной». Если Порошенко ему не ответит, и не заручиться поддержкой населения, свою власть он наверняка потеряет.
* 17 ноября 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистскими пять украинских националистических организаций: деятельность «Правого сектора», УНА-УНСО, УПА, «Тризуба им. Степана Бандеры» и «Братства» попали в России под запрет.
Фото АР
Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня