Статьи

Сирия: враг у ворот в растерянности

За лето, традиционно в мировой дипломатии являющееся временем затишья, контролируемая боевиками ИГ сирийская территория скукожилась, как шагреневая кожа, почти вдвое.

Западные политики и дипломаты, начавшие в сентябре полноценную рабочую жизнь, оказались в совершенно иной реальности: войска Башара Асада при поддержке спецназа и ВКС России вышли к Евфрату и деблокировали Дейр-эз-Зор, походя разгромив группировку игиловцев в районе Акербата. На фоне продолжающихся боев вокруг и в самом Дейр-эз-Зоре многозначительно выглядят фотографии понтонеров (фото ниже), выдвинувшихся к Евфрату. Теоретически, «сирийских».

Неизбежно следом за военными успехами правительственных войск меняется и политика всех вовлеченных в сирийскую войну участников. Основным стимулом здесь является осознание того, что можно не успеть на уходящий поезд и остаться на полустанке под названием «Асад должен уйти». В многочисленной, но никому не нужной компании.

Два западных дипломата на условиях анонимности признались американскому изданию Bloomberg , что «Соединенным Штатам и их европейским союзникам вместе с Саудовской Аравией и Турцией пришлось изменить свою позицию по Асаду. В настоящее время они в значительной степени согласны с тем, чтобы он остался (главой Сирии) на переходном этапе». Именно это признание новой реальности «позволит нам начать содержательные переговоры о будущем Сирии», — сказал Лавров 29 августа в Абу-Даби.

Турцию понять можно. Показательно враждебная позиция Германии, фактический отказ ЕС от вовлечения Анкары в союз, неудачная попытка переворота, за которым маячат янки, определила изменение позиции президента Эрдогана. К тому же, поддерживаемые американцами курды волнуют Турцию куда больше, чем личность правителя Сирии, неизбежно ослабленного войной на долгие годы. Де-факто уже состоявшаяся автономия иракского Курдистана вот-вот закрепит де-юре появление там враждебного Турции государства. Следующий шаг которого очевиден — война за отделение восточных районов Турции, населенных курдами. Поэтому Анкара объективно заинтересована в максимальном ослаблении курдов в Сирии. Чем и предопределен ситуативный союз хоть с Асадом, хоть с чертом.

Не менее объективно и изменение позиции Саудовской Аравии. Сегодня в Эр-Рияд прибывает на переговоры Сергей Лавров, после чего ожидается визит короля Салмана в Москву. Вслед за согласованной работой на нефтяном рынке (успешной уже год) логично ожидать и достижения согласия по Сирии. Тем более, что на Эр-Рияд сильно давят американцы. На этих выходных FOX News рассказал о новых доказательствах причастности саудитов к терактам 11 сентября 2001 года в США. В рамках идущего в США судебного процесса представлены доказательства организации посольством Саудовской Аравии в США пробного похищения самолетов за два года до терактов, уничтоживших башни Всемирного торгового центра.

Помимо этого у Эр-Рияда есть куда более веские основания опасаться усиления Ирана и нового витка войны в Йемене. Саудитам сегодня важнее перенаправить усилия Тегерана куда угодно, только не на поддержку шиитских повстанцев в этой стране. К тому же, финансирование антиасадовских сил из бюджета королевства утрачивает смысл в условиях, когда шансы на свержение Башара Асада устремились к нолю.

Возглавляющий «умеренную оппозицию» Кадри Джамиль (бывший заместитель премьер-министра Сирии) прямо говорит: «Я вижу сдвиг в позиции Эр-Рияда. Шансы на достижение соглашения очень велики».

Чем обеспокоен один из руководителей наиболее влиятельной группировки сирийской оппозиции (Yahya al-Aridi), который подтверждает изменение политики саудитов: «Сейчас идет яростная кампания по реабилитации режима Асада».

Играют на руку России и правительству Сирии разногласия, возникшие между Катаром и его соседями, прежде всего с теми же саудитами. Побывавший в том числе и в Катаре Сергей Лавров не стал раскрывать суть достигнутых договоренностей. Заметил лишь, что «стремление к миру» позволяет преодолеть имеющиеся разногласия.

Не видят смысла в поддержке США и их «европейские партнеры». Озабоченные усилением правых в своих странах, не способные самостоятельно противостоять наплыву беженцев и всё большему количеству преступлений и терактов в своих странах, западноевропейские лидеры давно готовы прекратить бессмысленные «телодвижения» в целях свержения правительства Башара Асада — их интересует прежде всего согласованная с Турцией политика ограничения потока мигрантов.

Даже Ливан и Израиль вынуждены признать изменившиеся реалии. В результате ВС Ливана начали полномасштабную войну с террористами ИГ у своих границ, а премьер Израиля нанес неожиданный визит в Москву как раз в связи с ситуацией в Сирии. И хотя ежемесячные удары ВВС Израиля по сирийским войскам базам продолжаются, Тель-Авив явно ищет пути для договоренностей с Дамаском. Прагматичным израильтянам безразлично, кто именно перенаправит усилия «Хезболлы» на другие страны — лишь бы не беспокоили их самих.

В результате успешных военных усилий в Сирии и челночной дипломатии Сергея Лаврова на Ближнем Востоке складывается новый ситуативный союз государств, интересы которых определяются уже не поддержкой США. И имеют целью не свержение правительства Башара Асада.

Фактически, при всех имеющихся разногласиях, на повестке дня будут две задачи:

1) уничтожение ИГ, Ан-Нусры* и других террористических группировок на территории Сирии и уход уцелевших в Ирак (Афганистан), а не в Йемен или на территории других сопредельных государств;

2) максимальное ослабление курдских сил в Сирии и уменьшение контролируемой ими территории, вопреки усилиям США по созданию государства Курдистан на территории Ирака, Сирии и Турции.

При этом у каждого из игроков сохраняются и свои интересы, зачастую противоречащие друг другу: сдерживание Ирана, сохранение стабильности в Ливане, охрана границ Израиля, недопущение активизации шиитов и террористических группировок в Йемене, предотвращение возникновения Курдистана в Ираке et cetera.

Все эти, а также множество иных факторов и интересов гарантируют, что и после разгрома основных противников Асада в Сирии еще долго будет сохраняться напряженность, а уже легитимизированная оппозиция будет добиваться смещения Башара Асада, мотивируя это тяжелейшим экономическим положением страны.

Военная победа, уже ясно видимая благодаря России, станет лишь первым шагом на долгом пути воссоздания предвоенной Сирии.

Но шаг этот неизбежен.

Источник

Фото https://static.life.ru

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.