Сегодня воевать дорого. Воевать с помощью авиации дорого вдвойне. Самолеты превратились в настоящего разорителя бюджетов ведущих мировых держав.
За те деньги, за которые во Вьетнаме было сброшено 1 млн. тонн бомб, сегодня можно сбросить максимум сотню тысяч, а реально и того меньше. Как сделать так, чтобы «бомб» на головы врагов падало столько же, а стоило бы это для страны очень дешево?
Родом из войны
Беспилотники стали логичным продолжением линейки легких самолетов-разведчиков времен Великой Отечественной, FW-189, которые немецкие солдаты окрестили «Летающим глазом», а советские — «Рамой». Была на фронте даже такая примета: появилась «Рама», жди бомбардировщиков. Также очень успешно этот самолет применялся в годы войны против партизанских отрядов, действовавших в тылу гитлеровской армии. Концепция самолета была столь удачной, что ее после войны переняли все страны-победители.
А американцы решили пойти еще дальше. Оснастив легкий и дешевый разведчик пулеметами и бомбодержателями, они получили разведчик-штурмовик OV-1.
В 1960-е у американцев появилось следующее поколение подобных самолетов: OV-10 «Бронко», который отлично зарекомендовал себя в боях во Вьетнаме.
На поле боя очень часто счет идет на минуты. Ждать, пока прибудет авиация со стационарных аэродромов, зачастую бессмысленно. Пока самолеты долетят, противник уже успеет отойти и исчезнуть. А вот «Бронко» тут был как раз к месту. Легкобронированный самолет мог появиться над полем боя уже через считанные минуты. Потребность в ВПП длиной всего 250 метров позволяла вынести пункты базирования самолетов на самый передний край. Всеядность двигателя и стрельба обычным винтовочным патроном часто позволяла вести боевые действия даже в условиях перебоев с поставками топлива и боеприпасов.
Разрыв поколений
После Вьетнама в ВВС и ВМС США победила иная доктрина. Легкие и неприхотливые штурмовики-корректировщики с развитием техники были признаны ненужными и они очень быстро исчезли из армейских списков.
Но уже война в Персидском заливе 1991 года заставила американское командование вновь вспомнить о старом добром «Бронко». Не имея возможности базировать свои самолеты на переднем крае, армия антииракской коалиции могла наносить удары по просьбе сухопутной армии не ранее, чем через полчаса после поступления соответствующего запроса. Это было непозволительно много для современной войны. Как вариант, можно было постоянно держать в воздухе десятки самолетов коалиции, которые бы патрулировали линию фронта в ожидании вызова.
Оба способа оказались неэффективными. В первом случае часто авиация прилетала тогда, когда уже было поздно, и поэтому сухопутные войска коалиции очень часто попадали под дружественный огонь. Во втором случае эффективность всей воздушной операции коалиции начинала резко снижаться.
И, как мы помним из предыдущего материала, это еще и безумно дорого. А война сегодня — это в первую очередь экономика. Стоимость одного часа полета современного истребителя-бомбардировщика составляет примерно 20000 долларов и выше. У тех же американских самолетов пятого поколения стоимость часа полета перевалила уже за 30000—40000 долларов.
Итак, «Бронко» срочно был возвращен в действующую армию, но оказалось, что за прошедшие 20 лет пехотные подразделения успели обзавестись эффективными зенитными артиллерийскими системами. OV-10 стали нести большие потери, и стало окончательно ясно, что их время ушло, и нужно искать иной выход.
Иной выход: БПЛА
По опыту предыдущих боев американцы установили, что основные потери легкие штурмовики несли от огня зенитной артиллерии. Причем самой уязвимой частью авиакомплекса был именно пилот. Это привело янки к идее от него отказаться, благо к этому времени развитие электроники (в т.ч. систем позиционирования GPS) позволило добиться устойчивого управлении летательным аппаратом дистанционно в любой точке Земли.
На свет появился MQ-1 Predator. Это сейчас его можно считать гадким и неуклюжим малышом, недомерком, а тогда он стал настоящим законодателем мод и прототипом нового вида авиации.
Дальность полета — менее 1000 км. Боевая нагрузка — всего несколько сот килограммов. Зато стоимость изделия составила всего четыре с хвостиком миллиона долларов, что в десятки раз меньше стоимости одного ударного самолета (а папуасов бомбить — лучше и не надо). Да и стоимость одного часа полета была более чем на порядок ниже чем у фронтовых истребителей (всего 1500 долларов за час полета).
Казалось, США нашли универсальное решение своей проблемы, но… MQ-1 Predator был не очень удачным аппаратом. Его разведканал не шифровался и легко считывался даже бытовыми программами. Сам самолет был при этом капризным и ненадежным, и значительная их часть была потеряна из-за поломок и вследствие ошибок оператора. Сейчас ему на смену пришел гораздо более дорогой беспилотный ударный аппарат MQ-9 Reaper.
Это уже почти полноценный ударный самолет, способный брать на борт почти 2 тонны нагрузки и лететь более чем на 6 000 км. Расплатой за все эти достоинства стала цена изделия: более 16 млн. долларов за штуку. Правда, американцам удалось сохранить невысокую стоимость часа полета (2 500 долларов).
Итак, мы видим, что рост стоимости современных истребителей потребовал создания легкого дешевого разведчика-штурмовика. Прототипами для них стали легкие винтовые штурмовики-разведчики германских ВВС периода Великой Отечественной. Но американцы, увлекшись погоней за бюджетами, умудрились создать самолет, по стоимости соизмеримый со стоимостью легких реактивных учебно-тренировочных самолетов-штурмовиков (таких, как Як-130). В общем, у США все как всегда. Поручи им создать что-то легкое и простое, они обязательно в конце концов из цехов выкатят что-то большое, дорогое и сложное.
Фото TopWar