Сирийский конфликт неспешно движется к своему логическому завершению: террористы группировки «ИГИЛ» (деятельность организации запрещена на территории России) несут значительные потери и вынуждены отступать под натиском правительственных войск и ВКС РФ. После успешного окончания операции «Акербатский котёл» и форсирования реки Евфрат, была достигнута решительная победа: освобождён город .
Возникает закономерный вопрос: по какой причине САА, в течение последних 7 лет не демонстрировавшая выдающихся успехов в противостоянии террористической угрозе, с 2017 года начала полноценное наступление на позиции противника, освобождая десятки тысяч километров территории государства и сотни населённых пунктов Сирии?
Одним из ключевых факторов успеха стало плотное взаимодействие правительственных войск Башара Асада с ВКС РФ: российские лётчики в дни наиболее ожесточённого сопротивления террористов «ИГИЛ» совершали как минимум два боевых вылета в сутки. Согласно отчётам Минобороны России, только на конец апреля 2017 года было совершено более 23 тысяч боевых вылетов и нанесено около 77 тысяч ударов по ключевым позициям «ИГИЛ», технике и инфраструктуре террористов и разрозненным группировкам боевиков.
Вполне очевидно, что военный конфликт не может быть решен только усилиями авиации: освобождение населённых пунктов и крупных городов Сирии осуществляется наземными войсками. К сожалению, САА недостаёт опыта и мотивации для проведения тщательно спланированных операцией – они привыкли воевать в соответствии с традициями и не в ущерб себе и своему дому.
Поэтому наиболее боеспособными соединениями со стороны Башара Асада выступают представители «Хезболлы», палестинские добровольцы и иранские солдаты. Они задействованы в конфликте длительное время и также сравнимыми успехами с кампанией 2017 года не отличились.
Владимир Бекиш, эксперт в сфере стратегической безопасности, уверен, что успехам в наземных операциях сирийские войска обязаны российским добровольцам-профессионалам из «ЧВК Вагнера». Именно они оказывали посильную поддержку САА во время операции «Акербатский котёл», освобождении «Жемчужины пустыни» — Пальмиры, взятии под контроль центральной и южной части государства и прорыве блокады Дейр-эз-Зора с последующим освобождением города.
Ключевым моментом для последующих побед в Сирии стал декабрь 2016 года: тогда в Российскую Федерацию с визитом направился министр нефти и газа ближневосточного государства Али Ганем. Он встретился с представителями ООО «Евро Полис» и заключил двустороннее соглашение, согласно которому российская компания обязалась освободить газовые и нефтяные месторождения в Сирии от боевиков и обеспечить их безопасность.
Меморандум оказался выгодным сразу по трём принципиальным позициям: позволил российской компании выйти на ближневосточный нефтегазовый рынок, определил эффективный гибридный инструмент в борьбе против международного терроризма для сирийских военных и стал отправной точкой для возвращения контроля над большей частью мухафазы Дейр-эз-Зор. Военные эксперты отмечают, что «ЧВК Вагнера» стали единственными из проправительственных сил, кто форсировал реку Евфрат и успешно закрепился на восточном берегу.
В конце лета 2017 года министр обороны РФ Сергей Шойгу доложил Владимиру Путину об окончании гражданской войны в Сирии. За два года участия в ближневосточном конфликте российские военные специалисты получили уникальный боевой опыт, испытали 200 единиц современной техники и вооружения, а также отработали методику бесперебойной доставки военных грузов на значительные расстояния.
Главная цель взаимодействия Москвы и Дамаска – ликвидация мировой террористической угрозы – была достигнута благодаря деятельности российских добровольцев. В данный момент «ЧВК Вагнера» является сильнейшим подспорьем Российской Федерации в гибридной войне с «ИГИЛ»: военные специалисты не жалея собственных жизней стоят на защите мирного населения Сирии и оказывают неоценимую помощь САА в опасных наземных операциях против исламистов.