Крымчанам еще предстоит по-настоящему стать Россией. Добросовестно работать вместо ожидания бесконечной халявы. Не хамить, не пересекать «сплошную» и не переть с дикой скоростью в лоб по «встречке». Регистрировать свои предприятия, мини-гостиницы, чебуречные и наконец-то платить налоги. И тем более не пытаться шантажировать государство майданным угаром, выбивая для себя вполне конкретное место под солнцем.
Самая большая проблема, что нет однозначного рецепта, как изменить ситуацию. Долгая жизнь под Украиной сделала житейский беспредел рефлексом для множества людей. Народ возвратился в родную гавань, перетащив с собой этот рефлекс.
«Хатынка» с Путиным — снесут или нет?
Севастополь, мыс Херсонес. Большой микрорайон, выстроенный для бригады морской пехоты Черноморского флота. Через дорогу, рядом с мемориалом «35-я береговая батарея» — знаменитые пляжи Голубой бухты. Романтический пейзаж, невероятно красивые скалы, чистая вода открытого моря.
Еще в девяностых здешнее побережье захватили под дачи и гаражные кооперативы. С одной стороны мемориала толпится месиво дорогих коттеджей. С другой — фавелы гаражей с надстроенными этажами «курортных номеров».
Огромная территория Голубой бухты реально могла быть украшением города. Сейчас это кошмар, уродливый и одновременно убогий. Несмотря на стоимость земли и построенных тут «домовладений».
Прямо напротив Мемориального музейного комплекса «35-я батарея» — трехэтажная хатынка с улыбающимся Путиным на всю стену, надписью «Наш президент» и Крымским полуостровом, окрашенным в триколор. В торце здания панно, посвященное обороне Севастополя 1941−1942, лица моряков, зарисовки военных действий.
Несмотря на патриотическое граффити, городской суд признал дом самовольным строением, подлежащим сносу. Шесть лет назад украинские власти вроде бы давали согласие на разработку проекта землеустройства, однако отвод участка не оформлен. Вообще нет решения горсовета или городской администрации о передаче земли в собственность, аренду или пользование. Фактически без права собственности хозяин возвел сначала двухэтажный коттедж с пристройкой. Потом баню и трёхэтажный дом с подвалом и навесом, огородив постройки капитальным забором. А чтобы не было проблем, намалевал пятиметровый оберег с Путиным. Видимо, главным аргументом было — вы что, замахнетесь на портрет Владимира Владимировича?
По вступившему в силу судебному вердикту собственник должен освободить самовольно занятый земельный участок и в трёхмесячный срок снести расположенные на нем постройки. Иначе право сноса со взысканием расходов получит мэрия. Но пока никто ничего сносить не собирается. Владелец «путинского дома» в числе нескольких тысяч других горожан митингует против Генерального плана развития города. Сколько еще подобных «сирот», убедившихся в украинские времена, что закон не для них, что все смогут порешать?
Хорошо организованные и явно проплаченные митинги «Нет Генплану!!!» проходят в Севастополе один за другим. Результат — процесс единого развития городской среды фактически остановлен. Среди протестующих — владельцы участков в элитном урочище Ласпи. По их словам, многие купили заповедную землю уже при России. Говорят, обычные участки правительство отсуживает пачками, зато стоящий рядом богатый коттеджный поселок узаконен. Как утверждают в севастопольском штабе Общероссийского народного фронта, сорвано личное поручение президента Владимира Путина придать урочищу Ласпи статус заказника.
«Любая окраина уже треш»
Нынешним летом, ожидая приезда главы государства, пикетчики выстраивались по центральному городскому кольцу: площадь Нахимова, Нахимовский проспект, площадь Лазарева, улицы Ленина и Большая Морская. В руках плакаты: «Владимир Владимирович, защитите нашу землю!», «У меня отбирают земельный участок!», «Путин, помоги нам отстоять собственность!»
Если о собственности — жутковатое впечатление оставляют дачные кооперативы прямо в городской черте Севастополя, от Сапун-горы до окраин Корабельной стороны. Километры живописных склонов Лабораторного шоссе буквально разрыты котлованами под коттеджи. Вот Тоннельная улица, между Килен-бухтой и Малаховым курганом. Дачные домики начали появляться лет 20−25 назад, но многие так и не достроены. В степи возвышаются лишь остовы — разрушенные коробки из инкерманского камня, бута и ракушки. Наркоманы приезжают сюда за «закладками». На земле кучи шприцов.
— Цивилизация — только центр города, — сокрушается горожанка Вероника. — Любая окраина уже треш, даже спальные районы — Камыши, Остряки. Особенно дачи — сплошные тупики, закоулки, заросшие дороги, свалки. Рядом с жилыми коттеджами стоят нежилые. Рядом с респектабельными особняками — захламленные бомжатники. Невозможно понять, свалка это или жилой дом. Много заброшек — шахт, колодцев, недостроенных зданий…
— Севастопольцы десятилетиями существовали и воспитывались в условиях, когда на закон плевали все, — делится впечатлениями волгоградец, член совета директоров Центра прикладных исследований и программ Николай Тузиков. — Выросло целое поколение, привыкшее жить именно таким образом и другой жизни не знающее. Мол, вы чего, ребята, тут нам устраиваете — мы всегда так делали. Изменить менталитет очень сложно. Рулят традиции, а не закон. А традиции таковы: индивидуальная застройка в Севастополе, как правило, частично законна, а частично нет. Скажем, дом построен на законных основаниях, а пристройка к нему — чистой воды нахаловка. Я видел пристроенные к обычным хрущовкам дополнительные квартиры. Идешь вдоль дома и вдруг натыкаешься на какую-то халабуду, которая натурально выпирает из первого этажа хрущобы, площадью квадратов тридцать, не меньше. Это помещение, естественно, сдается туристам, такое в порядке вещей. Нынешняя власть хочет все это дело прекратить, и получается, что она якобы залезает в карман местному населению. То, что этот карман следует пополнять законными способами — для местных дело шестнадцатое.
— Так ли местный расклад отличается от материковой России?
— Надо учитывать, что севастопольцы — это не жители Курска или Рязани, они не пойдут стройными рядами, покорно опустив головы, куда скажет власть. Севастополь — новая столица российского пассионаризма. Гражданская активность традиционно очень высока. По числу общественных организаций на душу населения, по количеству активистов всех мастей город значительно опережает все остальные в России. Советы ветеранов, защитников от кого угодно, оборонцев чего угодно, «предпоследние» и «последние» рубежи — цветут пышным цветом. И у всех в связи с появлением проекта Генплана, появилось ощущение, что их обидели.
Да, к самому Генплану есть вопросы. Он разработан московской фирмой и подразумевает, что, скажем, некоторым севастопольским девелоперам простятся и некоторые строительные грехи. Например, бывшему министру обороны Украины, ныне застройщику-олигарху Павлу Лебедеву по проекту Генплана легализуют «голубые унитазы» — стеклянные высотки на мысе Хрустальный, и застройку на мысе Фиолент, хотя раньше все это было признано незаконным. Иными словами, Генплан московских проектировщиков разделил севастопольцев на тех, кому можно строить там, где душе угодно, и кому нельзя.
«Крымская роза» — эмблема печали
Своя проблема у столицы Крыма. Грандиозное жилищное строительство Симферополя заходит на самый большой в республике самозахват меджлиса*.
До развала Союза здесь росли плантации роз, шалфея, лаванды. Отряды татар-репатриантов под руководством экстремистского актива первыми захватили землю симферопольского пригорода. Сначала поставили «поляну протеста», следом разбили несколько сотен наделов. Объявили, что это собственность участников акции.
Украинская администрация не решилась противостоять захватчикам. Так появился массив «Стрелковая» — между пустырями разбросаны частные дома из камня-ракушечника. Гектар приватной автобазы вообще без документов. Тяжелый неблагоустроенный район, где без особой надобности лучше не появляться.
Сейчас твердят — еще при Украине в «Стрелковой» была построена мечеть! На самом деле, совершенно новая постройка. Надпись с датой — 2015 год. Голые стены со свежими стеклопакетами, минарета нет.
Теперь можно кричать — «оккупанты сносят мечеть», чтобы отдать массив российскому застройщику. Словно не понимают, что земля принадлежит городу. Город решил — должен появиться благоустроенный микрорайон. Крупнейший за всю историю полуострова! Название — «Крымская роза», 100 гектаров площади, благоустроенное жилье для 9 тысяч семей. Комфортная инфраструктура: детские сады на 1,5 тысячи мест, две школы, центр внешкольного образования, парк с велодорожками, амбулатория и больница, а также Дворец водных видов спорта с тремя бассейнами. Наконец, два одинаковых по размеру храма — православная церковь и настоящая мусульманская мечеть.
В августе на общественных слушаниях жители Симферополя одобрили проект «Крымской розы» подавляющим большинством голосов. По ходу слушаний радикальный активист Фазил Ибраимов пытался устроить дебош. Получил пять суток административного ареста. Однако самое интересное — старые фото Ибраимова вместе с «королем самомзахватов» Даниялом Аметовым. Этого бородатого погромщика не стерпела даже украинская власть, посадив в тюрьму за кровавую бойню на улице Балаклавской. Кстати, там тоже был сарай — его называли мечеть и хранили оружие, взрывпакеты, топоры, пики из арматуры.
Решение о сносе незаконных строений «Стрелковой» принято. Тем более, на улицу никого голышом не выбрасывают. Обитатели массива могут выбирать — новые квартиры разных вариантов или новые участки, уже с документами, правом собственности и денежной компенсацией за дома. Единственно, никто не собирается компенсировать деньги, которые заплатили здешние татары лидерам меджлиса за саму землю. Самозахваты были супер-выгодным бизнесом Джемилева, Чубарова и Чийгоза. Народ повелся на уговоры национальных вождей — и где теперь эти вожди?
Как внучка Реяна дедушку Вавси спасла
Горожане спрашивают упоротых активистов — почему мешаете Симферополю расти? Почему мы не имеем возможности купить нормальное жилье эконом-класса из-за «курятников», построенных на самовольно захваченной земле? Поняв, что силовые действия уже не проходят, меджлисовский актив решил устроить скандал «униженных и оскорбленных». Разослали обращения к президенту России, главам т.н. «республик репрессированных народов» и главам мусульманских регионов.
Последним стало обращение «группы мусульман массива „Стрелковая“» к муфтиям РФ. Вспоминают слова Путина о восстановлении исторической справедливости в отношении крымских татар и пишут, цитируем дословно — «если исламская умма Российской Федерации допустит снос мечети „Стрелковая“ в Симферополе — тем самым будет создан прецедент для сноса всех остальных мечетей на земельных акциях Крыма».
На первый взгляд, такие слова кажутся бредом. Ведь в крымской столице полным ходом строится грандиозная Соборная мечеть — самая большая в Восточной Европе. В проекте «Крымской розы» все видели чудесную конструкцию собственной мечети микрорайона. Однако провокация должна продолжаться. На днях забросали «коктейлями Молотова» особняк известного общественника, председателя крымского движения «Милли Фирка» Васви Абдураимова.
Бутылки с зажигательной смесью взорвались на входе в дом и в детской комнате. Начался пожар. Большая семья Абдураимовых чудом спаслась — взрослых успела разбудить 6-летняя внучка Реяна. Малышка не испугалась пламени и добежала до спальни родителей.
Сам Абдураимов связывает ночное нападение с деятельностью по защите интересов соплеменников, добивавшихся земли. Однако при этом десятилетия подряд его «Милли Фирка» однозначно выступала против национал-радикалов. «Я знаю, что не впервые уважаемый Вавси подвергается разного рода атакам, потому что он всегда входил в ту часть крымско-татарской интеллигенции, которая противостояла меджлису. И я знаю, что он всегда находился под определённым давлением», — заявил директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
Скандал стремительно вырывается на всероссийский уровень. И вот уже некий московский «Фонд поддержки проекта „Дань памяти“ им. Мусы Джалиля» обращается с требованием к правительству РФ, ФСБ, Следственному комитету и Генеральной прокуратуре «взять под федеральный контроль расследование дела о террористическом акте в отношении Васви Абдураимова, приложить все усилия для раскрытия преступления и обеспечить максимальную открытость и публичность в его расследовании и судебном процессе…»
Им нужно найти бандитов или сохранить меджлисовский самозахват, максимально облив грязью проект крупнейшего микрорайона Симферополя? Авторитетный крымский политолог Владимир Джаралла полагает, что нападение на Абдураимова устроили те, кто «не принял перемены 2014 года» и «лелеет мысль о реванше».
— Боюсь, здесь может иметь место весьма неприятное событие: радикалы, не принимающие произошедших перемен, боятся действовать против власти, прекрасно понимая, чем это грозит, — и избрали мишенью человека, который вроде бы из их среды, а с другой стороны, известен своей антимеджлисовской и антирадикальной позицией, — убежден В.Джаралла.
Черные пятна от «коктейлей Молотова» вытерли, комнату малышки Реяны отремонтировали. Зато теперь не ясно — будут ли все-таки строить «Крымскую розу».
* Верховный суд Республики Крым 26.04.2016 года признал общественное объединение «Меджлис крымско-татарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность в России.
Фото СВПресса
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).