Что там скрывать, отношение к чеченцам в обобщенном смысле сильно ухудшилось за последние десятилетия. Я не знаю, каково отношение было в довоенные годы, послевоенные или перед распадом СССР. Мал еще был. Но с началом чеченских воин все резко поменялось.
Оглавление:
Лично мне кажется причиной этого были даже не сами события в Чеченской Республике, а именно то, что к людям ближе всего — у себя «дома», в своих городах и селах. Война, бандиты — это одно. Это так и воспринимается. Воевали мы и с японцами и с немцами и с китайцами и с другими национальностями включая самих себя. Бандиты тоже у нас есть и русские и татары и удмурты. Но отношение к нации и конкретным ее представителям формируется больше по «домашним впечатлениям и ощущениям». Разве нет?
А ведь у чеченцев есть свой кодекс чести — «нохчалла» (или как пишут в других источниках — Къонахалла). Это слово непереводимо, но каждый нохчо знает, что оно обозначает – свод неписаных правил, касающихся морали, нравственности и этики, которыми ДОЛЖНЫ руководствоваться представители данной национальности испокон веков.
Вот его основные положения…
Историческая справка:
Чеченский этический кодекс «Къонахалла» сложился далеко до принятия чеченцами ислама. В нем отразились духовные и культурные ценности народа, социальные, политические, экономические особенности его развития. Корни его уходят вглубь веков, но в окончательном виде кодекс «Къонахал- ла» сформировался в позднем Средневековье, в эпоху расцвета тейповой демократии, когда высшей ценностью общества была объявлена свобода, в том числе и свобода личности.
Гостеприимство и доброжелательность
Характер нохчо, с детства воспитываемого традиционной чеченской семьей рыцарем, джентльменом, дипломатом, мужественным заступником и надежным товарищем – это дань уважения историческому прошлому горного народа.
Условия жизни у чеченцев всегда были непростыми – горная местность, явно некурортный климат. Отсюда у нохчо особое отношение к гостю, который в стародавние времена, будучи не принятым на ночлег, мог погибнуть от холода или голода, от разбойничьего ножа или нападения диких зверей. По закону предков у чеченцев гость обязательно должен быть приглашен в дом, согрет, накормлен, нохчо непременно предложит человеку переночевать – все это соблюдается неукоснительно.
Вежливость и уступчивость (до известных пределов, разумеется) тоже у чеченцев в крови – чтобы разминуться на узких горных дорогах и тропинках Чечни, жизненно необходимы такт и сдержанность, в противном случае скандалисты просто рискуют улететь в пропасть. Тяжелыми условиями жизни в горах можно объяснить также такие традиционные черты характера нохчо, как взаимовыручка, взаимопомощь – чеченец поможет своему земляку в любом случае, даже с риском для собственной жизни.
Ни баринов, ни крепостных
«Нохчалла» не подразумевает наличие каких-либо сословных, классовых делений у нохчо – среди представителей этого народа за века его существования никогда не существовало ни помещиков, ни крепостных – у чеченцев своя иерархическая субординация. Даже если нохчо занимает привилегированно е положение, он не станет демонстрировать это остальным – показывать свое превосходство над другими считается недостойным настоящего чеченца. Наоборот, нохчо в данном случае должен быть особенно учтив и приветлив, дабы не задеть самолюбие другого. К примеру, верховой чеченец непременно первым здоровается с безлошадным. Более того, нохчо обязан спешиться с лошади, если встречный старше его.
Если дружба, то крепче стали
Друг для чеченца даже больше чем брат. «Нохчалла» определяет дружбу между нохчо как нечто непоколебимое – и горе, и радость друзья-чеченцы делят пополам. Проявления невнимания или неучтивости к брату нохчо еще может простить. Но если это относится к другу – прощения не будет.
Особое отношение к женщине
Кодекс чести чеченца подразумевает почтительное отношение как к самой женщине (матери, жене), так и к ее родственникам. «Нохчалла» заповедует нохчо в знак особого уважения к состоящим в родстве с матерью и женой спешиваться с коня еще перед селением, где те проживают.
У нохчо есть притча о путнике, попросившемся на ночлег. Чеченец не знал, что кроме хозяйки в доме никого не было. Женщина по правилам не могла оказаться гостю, а он сам, если бы знал, что остается с ней один на один, ни за что бы не стал ночевать – это по чеченским законам, мягко говоря, непорядочно.
Гость был накормлен и уложен спать. Только наутро чеченец догадался, что хозяйка в доме была одна и всю ночь не ложилась, сидела в передней. Когда гость умывался, он ненароком задел кисть женщины мизинцем. Покидая дом, чеченец отхватил этот палец ножом, таким образом продемонстрирова в особое отношение к чести приютившей его чеченки.
Не гордыня, но гордость
Общеизвестно, что чеченцы – очень гордый и независимый народ, принуждение они не приемлют. Это тоже «нохчалла». Нохчо – испокон веков защитники, воины. Ощущать себя свободным и постоянно отстаивать свободу – жизненная потребность чеченца. Вместе с тем, свободолюбие у нохчо соседствует с уважением к другим людям.
«Нохчалла» учит чеченца уважать иноверца даже больше, чем мусульманина, поскольку считается, что нанесенную единоверцу обиду Всевышний может простить, потому что обидчик и обиженный имеют шанс встретиться на главном Судилище. А несправедливость , на которую нохчо обрек иноверца, непростительна – на том свете подобной встречи не случится, и, выходит, грех навечно останется несмываемым.
Чеченцы Фотография, выполненная в период 1870-1886
Если это выразить в конкретных пунктах, то это будет вот так:
1. Къонах – человек, твёрдо следующий основным принципам кодекса чести “Къонахалла”.
2. Главной целью и смыслом жизни къонаха является служение своему народу (Къам), своему Отечеству (Даймохк). Интересы народа и Отечества для него всегда выше интересов своего тейпа, рода, фамилии.
3. Высшим проявлением служения къонаха является защита Отечества от нашествия врага. Смерть в справедливой войне или при защите своей чести и достоинства предпочтительна для къонаха, чем жизнь в бесчестии и позоре.
4. В служении Отечеству къонах имеет право заниматься любым видом деятельности, кроме тех, которые могут заставить его поступиться принципами кодекса чести или уронить личное достоинство.
5. Созидательный труд не только не унижает, а, наоборот, возвышает достоинство къонаха. Труд во благо Отечества в мирное время является таким же долгом, как и защита своей страны во время войны.
6. Если къонах служит в силу обстоятельств интересам одного человека или группы людей, то в случае, когда они приходят в противоречия с интересами народа, он должен встать на защиту интересов народа. И для того, чтобы не стать клятвопреступником, он не должен присягать никому, кроме Отечества.
7. Къонах должен быть готов к смерти каждое мгновение, ибо нет ничего вечного в этом мире. Он должен помнить о том, что для него есть понятия, которые дороже жизни: Отечество, личное достоинство и честь. Но къонах не должен стремиться к смерти и без необходимости испытывать судьбу, так как жизнь есть высший дар Всевышнего человеку.
8. Главным качеством къонаха является выдержка. В ней проявляются истинное мужество и умение управлять собой и ситуацией. Бездумная храбрость – это мужество с закрытыми глазами, она простительна юнцу, не знающему цены ни свой, ни чужой жизни. Выдержка къонаха – это умение знающего, осознанный шаг на встречу смерти, если иное противоречит интересам Отечества, несовместимо с кодексом чести или личным достоинством.
9. Къонах должен быть скромным в жизни, в быту, в общественных делах. Ум, мужество, деяния къонаха должны оценить, прежде всего окружающие. Но даже субъективность этой оценки не даёт ему повода восхвалять себя самого.
10. Къонах всегда отвечает за свои слова и поступки. Он всегда выполняет данное им другим людям слово и никогда, даже ценой собственной жизни, не нарушает данной им клятвы.
11. Главным богатством къонаха являются его честь и личное достоинство. Все иные блага этого мира можно обрести вновь, однажды утратив, но утраченная честь поруганное обретаются вновь лишь через достойную смерть.
12. Къонаху не противопоказано накопление богатства. Накопленное праведным путём богатства къонаха может послужить не только его интересам, но и интересам его народа и Отечества. Жадность и скупость могут сделать бесполезными лучшие качества любого человека, так же, как и расточительность – разорить самого богатого человека. Щедрость же приумножает не только славу къонаха, но и его благосостояние.
13. Къонах не должен посягать на личное достоинство и честь других людей так же, как и на чужую собственность. При этом он должен быть снисходительным к слабостям и ошибкам других людей, но требовательным к самому себе.
14. Къонах обязан бережно хранить лучшие традиции своей фамилии, помнить своих предков, уважительно относится к их прошлому и к истории своего народа.
15. Къонах должен постоянно оттачивать свой ум, постигать мудрость и опыт мудрейших, изучать науки, дающие ключ к познанию мира, так как только через знания можно прийти к истинной вере и постижению справедливости.
16. Истинная вера и справедливость являются высшей духовной целью къонаха. В религиозных делах къонах руководствуется постулатом ислама: “Нет принуждения в религии”. Он терпимо относится к представителям других религий, не навязывает силой и принуждением им своих взглядов или образа жизни.
17. Къонах должен быть скромным в религиозных делах. Он никогда не подчёркивает своей религиозности, не подменяет истинной веры внешней формой.
18. Справедливость – единственная мера в отношении къонаха к окружающему миру и людям. Он должен быть справедливым по отношению к другим людям так же, как и по отношению к себе.
19. Благодарность так же является чертой благородного человека. Сделанное ему добро къонах должен возмещать многократно. Сам же он не ждёт благодарности за содеянное добро.
20. В общении с людьми къонах должен быть предельно вежливым, сдержанным и скромным, независимо от их социального статуса или возраста.
21. Къонах с уважением и почтением относится к женщине. Он никогда, ни при каких обстоятельствах, не позволит оскорбить и унизить её, ни себе, ни другим. Честь и достоинство женщине для къонаха священны.
22. Къонах должен уметь не только отстаивать свою правоту словом и делом, но и выслушать противоположную сторону, согласиться с её мнением, если она права. Уступить в ссоре или споре более слабому противнику является не трусостью, а проявлением благородства.
23. Къонах должен быть милосердным к слабым и немощным. Он должен относится с состраданием не только к людям, но и к животным, которые не имеют разума, и не могут оградить себя от человеческой жестокости.
24. Къонах с состраданием относится ко всему живому, никогда без необходимости не срубит дерева, не причинит вреда ни одному живому существу.
25. Къонах должен мужественно переносить все тяготы жизни, выпавшие на его долю, в том числе и физические страдания.
26. Къонах должен достойно вести себя и в веселье, и в печали. В любой ситуации он должен проявлять выдержку и спокойствие.
27. Жизнь къонаха должна быть образцом высокой нравственности, мудрости и мужества для юного поколения. Передача более молодым своего жизненного и ратного опыта я является нравственным долгом къонаха.
28. Къонах должен уважать и почитать своих родителей, заботиться о них, обеспечивать их старость.
29. В своей семье къонах должен быть таким же справедливым, как и в обществе. И в наказании, и в поощрении он должен быть равным и сдержанным. Он не должен опускаться до оскорбления или физического наказания членов семьи. Если женщина совершила такой поступок, за который её можно ударить, то ей нужно дать развод.
30. В дружбе къонах должен быть верным и преданным. Защищая своего друга, къонах не должен щадить своей жизни. Къонах познаётся в дружбе, и во вражде.
31. Къонах проявляет по отношению к врагу такое же благородство, как и по отношению к остальным людям.
32. Къонах не должен применять оружие против безоружного врага. Тяжело раненому врагу он обязан оказать посильную помощь так же, как сделал бы это для любого человека.
33. Къонах должен по возможности избегать поединка с более слабым противником, так как любой исход такого боя не прибавит ему славы, но может уронить его имя. Если же поединок неизбежен, то он должен дать противнику возможность выбрать оружие и быть снисходительным к нему.
34. Къонах не должен уклоняться от боя с сильным противником. Но он должен всегда предпочитать мир войне, если такое возможно без ущерба интересам народа, его чести и личному достоинству.
35. Закон гостеприимства для къонаха священ. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречён на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни, но он не несёт ответственности за гостя, совершившего преступление.
36. При посещении чужих стран и народов къонах должен уважать их законы и традиции, так как в этом случае он представляет не только себя, но и свой народ.
37. Къонах в течение всей жизни должен заниматься совершенствованием своего духа и тела для того, чтобы служить своему народу с максимальной пользой.
38. Къонах должен регулярно заниматься упражнениями, закаляющими его тело, упражняться с различными видами оружия, чтобы в случае необходимости достойно защитить Отечество и свою честь.
39. Къонах с уважением относится к своему оружию, чтит его, не обращается к нему без необходимости, никогда не применяет его ради наживы или неправедного дела.
40. Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь.
Понятно, что подобный свод — это что то типа «12 заповедей христовых». Среди христиан их тоже не все и не всегда выполняют. Однако наблюдая за мусульманами и чеченцами в частности, создается ощущение того, что они намного более щепетильнее относятся к религии и соблюдению своих правил и обычаев. Религия для них намного важнее и весомее.
Однако, что из правил вышеописанного КОДЕКСА можно встретить в общении с чеченцами в быту и в своем городе?