Тяжелое положение, в которое сейчас попала компания «ВИМ-Авиа» и ее пассажиры стало следствием ведомственной неразберихи, а, возможно, и подлога, который совершили сотрудники ведомства. Об этом «СП» рассказал член Комитета Госдумы РФ по транспорту и строительству Александр Старовойтов.
— У Росавиации можно запросить справку о финансово-экономическом состоянии авиакомпаний на 17.06.2017года. Есть у них такой документ… Мне его принесли час назад. Он подписан чиновником одного из подразделений ведомства. Любой, кто запросит этот документ, поймет, откуда та информация, которую я вам сейчас сообщу.
Для того, чтобы предпринимать эффективные меры по поводу «ВИМ-Авиа», надо детально разобраться в причинно-следственных связях произошедшего. Мы видели, как президент крайне резко высказал свою позицию в отношении министра транспорта, которого предупредили о неполном служебном соответствии.
На днях перед нами, в Госдуме, выступал руководитель Росавиации Александр Васильевич Нерадько, который отнес «ВИМ-Авиа» к первой категории авиакомпаний с точки зрения финансово-экономической устойчивости. Всего этих категорий четыре.
Так вот, еще в июне 2017 года Росавиация владела информацией о том, что «ВИМ-Авиа» относится не к первой, а к третьей категории. Это означает как нестабильную текущую платежеспособность, так и прогноз проблем на третий квартал 2017 года. Этот вывод был сделан по итогам деятельности за первый и второй квартал. То есть ситуация, сложившаяся с «ВИМ-Авиа» была ожидаема. Причем ожидаема именно со стороны Росавиации.
— То есть виноват Нерадько?
— В данной ситуации я бы винил даже не Нерадько. Возникает вопрос, кто из чиновников Росавиации положил бумагу на стол ее руководителя, который вынужден был дезинформировать Государственную Думу и того же министра транспорта Максима Соколова, с серьезными последствиями для последнего?
— Возможно, не только «ВИМ-Авиа», но и другие компании, которые пока еще летают, тоже имеют сложное положение, отраженное в упомянутой вами справке?
— Да, из этого документа видно, что сейчас проблемными являются несколько авиакомпаний, связанных, в том числе, с крупнейшими государственными и частными корпорациями («СП» известны их названия — авт.). Всего таких компаний более десятка. Многие из них уже находятся в четвертой категории.
Если «ВИМ-Авиа», находясь в третьей категории, нанесла такой ущерб гражданам, которые не могут теперь выехать, и бюджету РФ, который за это заплатит 200 млн. рублей, то что нам грозит в ближайшей перспективе, исходя из реального положения многих авиакомпаний? Отдельным чиновникам Росавиации это было известно уже в июне!
Видимо, энергия следственных органов, которые занимаются делом «ВИМ-Авиа», должна быть направлена на изъятие упомянутого документа.
— Я правильно понял, что эти категории присваивает Росавиация?
— Да. Есть соответствующий коэффициент, который выводится специалистами. Изучается финансово-хозяйственная деятельность, задолженность, показатели прибыли и т. п.Недаром же президент в ответ на слова Максима Соколова, что «ВИМ-Авиа» соответствовала всем критериям, сказал: «Чего же тогда стоят ваши критерии, если на выходе такая ситуация?» Так, критерии, оказывается, работают!
Возникает вопрос, какая реакция должна быть сейчас в случае всех остальных проблемных компаний, о которых мы теперь знаем? Или сразу начать выделять им деньги на поправку положения? А ведь многие из них являются дочерними компаниями наших известнейших коммерческих структур, которые явно живут не на последние копейки.
— Так что же делать?
— Закручивая гайки, мы можем вообще лишиться такого вида перевозок, как чартеры. И сколько тогда будет стоить турпакет? Наверное, надо всю систему коммерческих авиаперевозок подводить под некие страховые механизмы.
— Нерадько, выступая в Госдуме, назвал примерную сумму страхового сбора в 10 рублей. А сегодня Ассоциация туроператоров предложила тоже самое, но там назвали сумму в 100 рублей. И то и другое — немного, но разница на порядок. Это что, небрежный расчет?
— Пока сложно сказать. Нерадько не мог пока дать точную цифру. Тут более аргументировано могли бы высказаться, например, страховщики. Ведь, ОСАГО взято не с потолка, а как-то обосновано. По той же причине нельзя воспринимать цифру туроператоров. Мне неизвестно, что были какие-то совещания с участием страховщиков на эту тему.
— Какие еще проблемы вы отметили бы в отрасли?
— Стоимость авиаперелетов в турпакетах совсем небольшая — в среднем 3−5 тысяч рублей. При одинаковой для всех цене керосина и услуг аэропортов это удивляет. Это значит, что либо чартеры демпингуют, либо те, кто занимается регулярными рейсами, зарабатывают колоссальные средства. И при этом они выбивают поддержку государства для перелетов по некоторым маршрутам. Утверждая, что они выполняют рейсы, не очень выгодные для себя. То есть ситуация с «ВИМ-Авиа» вскрыла массу вопросов по существованию всей отрасли.
— Многие эксперты жаловались на недостаток полномочий у Росавиации. Мол, у нее нет права законодательной инициативы. Но ведь чиновники регулятора могли бы обращаться с предложениями в Госдуму? Например, в ваш комитет по транспорту?
— На первый взгляд могли бы, но… Сейчас у нас вопросы госполитики в области авиатранспорта — это зона ответственности Министерства транспорта. Исполнительный орган — Росавиация, контролирующий — Ространснадзор.
Так вот, множество экспертов, отдавших отрасли не один десяток лет, с которыми я говорил лично, утверждают, что самая наша большая проблема в том, что мы ушли от такого органа, как Министерство гражданской авиации. Весь функционал должен быть сосредоточен в нем. И исполнительного органа, и функционал законодательной инициативы. Старый механизм был более эффективный. Это не мое мнение — об этом говорят практически все. Даже чиновники Росавиации, уверен, выступили бы за это.
Что касается прямого обращения в Госдуму… Наш политический истеблишмент устроен таким образом, что не принято прыгать через голову. А головой в случае Росавиации является Департамент государственной политики в области гражданской авиации Минтранса. Через эту голову прыгнуть чиновник не может. Такая у нас специфика. Хотя если бы мы в комитете сейчас владели бы информацией, что нужно на сегодняшний день авиации, мы бы отреагировали на это моментально. А закрытость, вот эта вертикаль, нам мешает.
Советник руководителя Росавиации Сергей Извольский на звонки «СП» не ответил. В справочной ведомства объяснили, что «он один» и, возможно, устал за минувшие дни.
Фото ТАСС
Полную хронику событий новостей России за сегодня можно посмотреть (здесь).