В Мире

Украина–ЕС: ложка свободы в бочке запретов

Сегодня великий день для украинского народа. СМИ захлебываются от счастья: вчера в рамках Зоны свободной торговли с ЕС отменены пошлины на отдельные наши товары. У вас не возникает ощущение лингвистического диссонанса: свободная торговля и пошлины? Мы же вроде бы собирались торговать с ЕС без пошлин? Но оказывается, это они с нами торгуют без пошлин, а мы умоляем немного придвинуть евромиску. Ибо жрать хочется…

Итак, с 1 октября Украина получила право беспошлинно экспортировать в Евросоюз несколько базовых видов сельскохозяйственной продукции. Фактически речь идет об увеличении квоты для экспорта без заградительных дискриминационных пошлин (обратите внимание на эти два слова, – автор) меда – 3 тыс. тонн в год; переработанной зерновой продукции – 7,8 тыс. тонн в год; продукции из томатов – 5 тыс. тонн в год; виноградного сока – 500 тонн в год и овса – 4 тыс. тонн в год.

Для пшеницы, муки и круп из нее квоты увеличиваются до 100 тысяч тонн в год; для продукции из кукурузы (кроме семян, муки и крупы) – до 650 тысяч тонн в год, для продукции из ячменя (кроме муки и гранул) – до 350 тысяч тонн в год. Квоты на семена, ячмень, пшеницу и проч., если не ошибаюсь, для нас увеличат с 1 января 2018 года.

Кроме того, для большинства популярных удобрений пошлины будут снижены до 0% (за исключением мочевины – пошлина на уровне 3% от таможенной стоимости на нее сохранится). Также ЕС намерен снизить до нуля пошлины на украинскую обувь, медные прутки и проволоку, алюминий и производную продукцию (включая алюминиевые профили), видеокамеры, видеотюнеры, приемную аппаратуру для телевизоров и радиоресиверов.

Ну, мед – это наше все, Украина – страна пасечников, что доказал личным примером еще президент Виктор Ющенко. С алюминием и медными прутками – дежавю. В 2014-м ЕС уже отменял таможенные пошлины для украинских товаров – ферроникеля и ферротитана, снижал для алюминия. По словам трейдеров, снижали пошлины для тех видов товаров, которые срочно понадобились в Европе и не создавали конкуренции на их внутреннем рынке.

На аграрной продукции остановимся детальнее, ибо Украина – великая аграрная держава, а не просто так. В июле вышла большая статья торгпреда Кабмина Натальи Микольской, где она детально расписала, по каким позициям в Зоне свободной торговли нас дискриминируют квотами и пошлинами.

Понятно, что слово “дискриминация” в статье не звучало. Упаси, Боже, гавкнуть такое на наших европейских “отцов родных”. Ну, так, “поскаржилися трошки”. Посетовали, что бедняжки европейцы так сильно пострадали от санкций против Российской Федерации (в смысле, своих же санкций, – автор), что пришлось задеть нас рикошетом. “Недобор” от санкций учтен “при принятии решения о предоставлении дополнительного доступа украинским товарам”, как написала Микольская.

Теперь – агронюансы. “При квоте в рамках свободной торговли на 2016 год 5 тыс. тонн государства-члены ЕС завезли 36,8 тыс. тонн украинского меда. Это около 19% общего импорта меда в ЕС. Автономные преференции предлагают нам дополнительную ежегодную квоту на мед объемом 2,5 тыс. тонн. По обработанным томатам ситуация аналогичная. Импорт из Украины составляет около 10% от общего импорта ЕС и при квоте в рамках УВЗСТ в 10 тыс. тонн имеем дополнительную квоту в рамках ДТП объемом 3 тыс. тонн.

Пшеница. В 2016 году государства-члены ЕС импортировали 1,1 млн. тонн украинской пшеницы, что составило около 31% от общего объема импорта пшеницы в ЕС. При этом 950 тыс. тонн было импортировано в рамках тарифной квоты. ДТП предлагают ежегодную квоту в объеме 65 тыс. тонн.

Овес. При квоте объемом 4 тыс. тонн в 2016 году государства-члены ЕС импортировали 4,8 тыс. тонн украинского овса, что составило почти 52% от общего объема импорта. В рамках ДТП предлагается квота объемом 4 тыс. тонн, что значительно превышает традиционные объемы украинского экспорта в ЕС и составляет более 90% традиционного импорта ЕС по этой продукции.

Кукуруза. В 2016 году доля импорта из Украины составила более 56%. При доступной в 2016 году квоте в рамках УВЗСТ объемом 400 тыс. тонн и 450 тыс. тонн в 2017 году в рамках ДТП предлагается квота объемом 625 тыс. тонн.

Ячменная крупа и мука. В 2016 году государства-члены ЕС импортировали из Украины более 17 тыс. тонн, что составило почти 37% от общего объема импорта. При этом при доступной в 2017 году квоте в рамках УВЗСТ объемом 6,6 тыс. тонн в рамках ДТП предлагается квота объемом 7,8 тыс. тонн.

После вступления в силу дополнительных торговых преференций суммарный объем квот будет составлять от 20% до 200% от традиционных объемов импорта в ЕС соответствующей украинской продукции” (конец цитаты).

Даже из этого текста видно, что квоты беспошлинной торговли в рамках ЗСТ с ЕС очень маленькие и не соответствуют потенциальным возможностям Украины. Дай нам шанс – мы зальем медом и завалим медными прутками весь простор Евросоюза. Но… не дают.

В то же время на нашей территории Евросоюз диктует свои правила игры. Во-первых, мы решились ввести только несколько квотовых ограничений (около 6 позиций), все остальное заходит из Европы беспошлинно. Во-вторых, Украина не сертифицирует европейские товары. Хотя любой продукт или товар, ввозимый нами в ЕС, должен пройти жесточайшую сертификацию в ЕС и соответствовать всех их торговым регламентам.

Понятное дело, что, кроме меда, томатов и зерновых, в это “сито” мало кто пролазит. Я не беру высокие технологии, которые сейчас олицетворяют не самолетостроители, не “Южмаш”, не трамваи “Электрон” и не автобусы “Богдан”, а производители бытовой техники и электроники.

Честно скажу, был заинтригован, прочитав, что “для ряда промышленных товаров, таких как обувь, медные и алюминиевые изделия, жидкокристаллические экраны и т.п., снижается ставка ввозной пошлины с момента вступления регламента в силу”. Регламент – это, как я понимаю, какие-то технические стандарты. А вот конкретно по жидкокристаллическим экранам и бытовой технике, повторюсь, заинтригован. Кто же из наших составляет на европейском рынке конкуренцию немецкому “Сименсу”, американо-китайскому Apple или корейскому Samsung?

Из производителей украинской бытовой техники знаю только бренд Pyramida. Их варочными панелями и вытяжками забиты все профильные торговые сети. Слышал, что Pyramida экспортирует какую-то продукцию в ЕС. Слышал, но не видел. Хотя не скажу, что тщательно рыскал по европейским прилавкам, чтобы подтвердить или опровергнуть этот тезис.

Точно так же не приходилось наблюдать в капризной Европе, как пишут СМИ, “наиболее известных украинских производителей электроники – Impression и Globex”. У кого-то из вас смартфон или ноутбук их торговой марки есть? Потому что мои друзья за границей о таких не слышали. Наверное, не продвинутые они. В смысле, друзья…

Не могу точно сказать, экспортируется ли в ЕС и продукция под брендами Mirta и Aurora – это два отечественных производителя электрочайников, миксеров, мультиварок и т.д. Какие-то производители-невидимки: их и в Украине не сильно сыщешь. Спрятались за спинами “Бошей” с “Мулинексами”, произведенных сами понимаете где, но ввиду европейского “паспорта” обжившиеся у нас по “безвизу”. Точнее, по “безпошлу”.

Самое забавное – это экспорт украинской обуви в ЕС. Милан вздрогнул. Распродажи просели. Наши наступают! Обувщики добились нулевых экспортных пошлин в ЕС! Лучшие тапочки в мире. Тапочки-лабутены! Налетай!

Забыл, правда, сказать, что предварительно с 1 октября отменяются пошлины на экспорт только части украинской обуви, а на самую ходовую – обувь на резиновой и пластмассовой подошве – пошлину отменят позднее – с 1 января 2019 года. Боятся конкуренции, черти.

Эти льготы будут действовать на протяжении трех лет. И позволят нарастить экспорт примерно на 20%. Ну, как мечтают наши. Основываясь на статистических показателя: экспорт обуви из Украины в страны ЕС (например, в Венгрию, Болгарию и Румынию) на протяжении последних двух с половиной лет растет. В 2015 г. производители поставили на европейский рынок товаров на $151 млн., в 2016 г. – на $164 млн., за пять месяцев этого года – на $73,8 млн.

Чтобы было понятно, какой процент обувь занимает в общем объеме экспорта в Евросоюз, приведу статистику: в первом полугодии 2017 года поставки украинских товаров в ЕС выросли на 26,1% и составили $8,2 млрд. В январе-июле 2016 года было $6,5млрд. Поэтому должен огорчить оптимистов: отечественные производители обуви не спасут экономику страны даже при условии отмены 12% пошлины на их уникальные изделия.

А что спасет? Увы, сырье. Большей частью не обработанное. Расширение квот увеличит украинский экспорт сельскохозяйственной продукции в Европейский Союз. Сейчас около 280 украинских предприятий имеют право экспортировать свою продукцию на европейский рынок, из них 97 – предприятия, производящие пищевую продукцию, 180 – предприятия, которые производят продукты неживотного происхождения. Согласно данным МинАПК, из указанных 97 производителей пищевых продуктов 7 производят мясо птицы и продукты из него, 19 – рыбу и рыбопродукты, 2 – яйца и яйцепродукты, 49 – пчелиный мед, 5 – лягушачьи лапки и улиток, 1 – коллаген и 1 – кишечное сырье. Недавно доступ на рынок ЕС получили 13 украинских производителей молока и молочных продуктов. Но это пока мизерные партии.

Остальные царапаются в закрытые двери евростандартов, сертификатов, нормативных требований, технических регламентов, квот и пошлин. Всего того, чем богата наша Зона свободной торговли с ЕС.

P.S. Кстати, только сейчас подумал, что свобода в зоне – это тоже звучит как-то парадоксально. Может, поэтому мы так радуемся малейшим послаблениям в дискриминации нашего экспорта, торжественно именуемым торговыми преференциями?

Фото Версии

Также можете посмотреть все новости Украины за сегодня

По теме:

Комментарий

* Используя эту форму, вы соглашаетесь с хранением и обработкой введенных вами данных на этом веб-сайте.