Президент США Дональд Трамп затягивает имплементацию новых санкций против России. С таким заявлением в среду, 11 октября, выступили сенаторы Джон Маккейн (республиканец от штата Аризона) и Бен Кардин(демократ от штата Мэриленд) — авторы законопроекта об ужесточении односторонних ограничительных мер в отношении РФ, Ирана и КНДР.
«Задержка ставит вопрос о приверженности Трампа законопроекту о санкциях, который был подписан более двух месяцев назад после долгих дискуссий в Конгрессе. У членов президентской администрации было полно времени, чтобы предпринять какие-либо действия», — отмечается в заявлении.
В нем также указывается, что Дональд Трамп, в соответствии с подписанным им в июле законопроектом, должен был ввести санкции еще до 1 октября.
«Помимо того, что администрация ничего не сделала к указанному дедлайну, не было предпринято никаких дипломатических действий с тем, чтобы совместно с нашими союзниками в Европе вместе увеличить давление на Москву. Намерения Конгресса были очевидны, и они отражают позицию большинства членов Конгресса из обеих партий», — подчеркивают сенаторы.
Теперь, надо думать, мяч находится на стороне Трампа, и ему придется чем-то ответить Конгрессу.
Напомним: новые ограничительные меры против РФ гораздо шире санкций, введенных при Бараке Обаме. Закон серьезно ужесточает ограничения для американских банков по финансированию подпавших под санкции российских банков и компаний (сроки кредитов для них сокращаются с 30 и 90 дней до 14 и 60 дней). Он также предусматривает усиление секторальных санкций на нефтяной сектор (запрет поставок оборудования и услуг для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и из сланцевых залежей) — под них подпадают не только структуры, подконтрольные санкционным компаниям и лицам, но и те, в которых у таких лиц существенная доля в капитале (от 33%).
Мало того, закон предусматривает, что президент США обязан ввести не менее трех видов санкций в отношении компании или лица, которые инвестировали в «специальные» нефтяные проекты в РФ (шельф, Арктика, сланец), плюс ввести санкции против «Газпрома», если будет сочтено, что компания существенно сокращает поставки газа через Украину.
Еще более серьезной выглядит прямая угроза для любых возможных иностранных инвесторов, желающих участвовать в приватизации в России. Президент США, согласно документу, обязан ввести не менее пяти видов санкций в отношении лиц, которые инвестируют от $ 10 млн. в приватизацию российских компаний.
Принципиален и другой момент: закон закрепляет за главой Белого дома фактически второстепенную роль в определении будущей политики на российском направлении (на протяжении последних десятилетий отношения с Москвой определял президент США, согласовывавший свои действия с Конгрессом).
Значит ли это, что Трамп теперь пойдет на разжигание санкционной войны?
— Конгресс, пусть и принял закон об ужесточении санкционного режима подавляющим большинством голосов, не может его реализовывать — этим должна заниматься исполнительная власть США в лице президентской вертикали, — отмечает экс-директор информационного офиса Совета Европы, преподаватель кафедры европейского и конституционного права МГИМО МИД РФ Николай Топорнин. — Трамп, в рамках реализации закона, должен был предпринять определенные действия. Но надо понимать: контрольная точка для проверки этих действий — полгода с момента принятия закона. Это значит, что только в начале февраля 2018 года представитель Белого дома — скорее всего, госсекретарь США Рекс Тиллерсон, — должен будет выступить в ряде комитетов Конгресса и рассказать, как администрация реализует закон на практике.
«Дедлайн», о котором говорят Маккейн с Кардиным — 1 октября — чисто индикативный срок. С его помощью инициаторы законопроекта хотят привлечь к санкционному закону внимание общественности, и еще раз уличить Дональда Трампа в неуважении к законодательству, в том, что он не следует букве и духу закона, который принимает Конгресс.
— Что, по мнению сенаторов, должен был сделать Трамп?
— Трамп в развитие закона должен был принять пакет уточняющих указов, и в них более четко изложить предписания Конгресса: что могут и чего не могут компании США и американские союзники в отношениях с РФ. Например, Белый дом мог составить список ограничений на продажу конкретного оборудования, изделий и технологий.
Насколько я понимаю, этого сделано не было.
— Почему Белый дом так поступил?
— Тут можно только строить догадки. Либо это не было сделано нарочно, потому что Трамп не хочет ухудшать и без того плохие отношения с Россией. Либо в администрации США до сих пор не налажена серьезная работа, и просто не сработал механизм: кто-то где-то не выполнил свои функции, или просто не получил указаний эти функции выполнять.
Как бы ни было, но закон был принят, а исполнительная власть действительно его не реализует. В результате, закон работает по инерции — на уровне руководителей американских предприятий, которые самостоятельно должны изучать положения закона и принимать их во внимание.
Видимо, именно эту ситуацию будут использовать в Конгрессе недоброжелатели Трампа, чтобы показать американскому обществу неэффективность президента США.
— Трампу выгодно в такой обстановке дополнительно ухудшить отношения с Москвой, чтобы укрепить внутриполитические позиции?
— Сейчас, я считаю, отношения с РФ отошли для Трампа на второй-третий план. Он уже свыкся с мыслью, что ему не удастся улучшить российско-американские отношения — просто потому, что в политическом истеблишменте США накопился большой антироссийский потенциал, и Трамп ничего с этим поделать не может.
Раз так, Трамп решил работать с Россией в пассивном режиме. Причем, он явно не хочет работать на ухудшение отношений, которые и без того очень плохие. Потому сейчас президент США занимается, в основном, проблемой Северной Кореи — это главное направление Трампа во внешней политике.
Замечу: если бы Трамп действительно хотел реализовать закон об ужесточении антироссийских санкций, он давно бы дал соответствующие указания Госдепу, а также заинтересованным министерствам и ведомствам. Но и этого он не делает. Характерно, что и в Twitter, в котором Трамп любит общаться, много его эмоциональных заявлений по Северной Корее, и ни одного — по России.
Философия Трампа проста: если какие-либо действия не приносят лично ему дивидендов — политических или экономических, — он предпочитает в эти действия не ввязываться. А закон об ужесточении санкций выраженных дивидендов, считает Трамп, ему не приносит.
— Получается, новой волны ужесточения санкций со стороны США не будет?
— Волны не будет, но Трамп обязан соблюдать закон, и рано или поздно ему придется держать ответ перед Конгрессом. Думаю, к февралю появится какой-то указ Трампа с уточнением положений санкционного закона, в котором будет накладываться дополнительные ограничения на некоторые сферы сотрудничества с РФ. Но вместе с тем, повторюсь, ухудшение отношений с Москвой не является для Трампа приоритетом.
— Президент США очень зависим от Конгресса, поскольку именно парламент утверждает часть президентских законов, а самое главное — обеспечивает их финансирование, — говорит доцент Финансового университета при правительстве РФ Геворг Мирзаян. — Поэтому, к большому сожалению для нас, Трамп будет искать компромисс с Конгрессом по вопросу ужесточения антироссийских санкций.
Возможности для такого компромисса заложены в закон изначально. В нем сказано, что если какой-либо иностранный агент нарушает санкционный режим, то Трамп может не вводить против него санкции, если это соответствует национальным интересам Америки.
Надо понимать: Россия сама по себе не является особым приоритетом для Трампа, но на РФ завязано очень много в американской — трамповской — внешней политике. Без нормальных отношений с Россией не будет ни сдерживания Китая, ни сдерживания Ирана, ни ряда других моментов.
По идее, Трамп заинтересован в нормализации американо-российских отношений. Но для него приоритетом является все-таки внутренняя политика: это и проведение миграционной реформы, и отмена Obamacare. И здесь ему нужно сотрудничество с Конгрессом. Именно поэтому компромисс по ужесточению санкций против Москвы, повторюсь, неизбежен.
Фото ТАСС